Субсидирование аграрного производства в Казахстане

Содержание
  1. Субсидирование аграрного производства в Казахстане
  2. Казахстан: Еще раз о субсидиях
  3. Фермеры смогут получить субсидии, не выходя из дома
  4. Казахстан: Субсидирование животноводства по-новому (для анализа)
  5. Как фермеру получить дешёвые субсидии от государства
  6. АО «Казагромаркетинг» в рамках республиканской бюджетной программы «Возмещение ставок вознаграждения по кредитам и лизингу, выдаваемым на поддержку сельского хозяйства», во вторник, 24 июня, сообщило о начале приема заявок и документов от финансовых институтов для субсидирования ставок вознаграждения по договорам кредита/лизинга субъектов агропромышленного комплекса

Субсидирование аграрного производства в Казахстане

В статье рассматриваются актуальные вопросы финансовой поддержки аграрного производства, виды субсидий и порядок их распределения, а также определена роль субсидий в развитии аграрного сектора Республики Казахстан.

Государственная финансовая поддержка в странах с развитой экономикой сельхозто- варопроизводителей предусматривает: поддержку доходов товаропроизводителей, ценовое вмешательство, компенсацию издержек, содействие развитию рынка, производственной инфраструктуре, осуществление региональных программ, макроэкономическую политику, компенсацию издержек, государственное страхование, осуществление программы стабилизации доходов.

В структуре валовой продукции удельный вес субсидий в странах ЕС составляет 48%, в доходах — 34,8%; Японии — 71 и 57,5%, США — 28 и 19,5%, Канаде — 21 и 19,7%. В структуре правительственных субсидий удельный вес займов составляет 4,9%, продовольственных контрактов — 22,1%, ссудных компен- сационных выплат — 28,1%, выплат по программе консервации земель — 7,1, чрезвычайная помощь – 31,1% и платежи — 6,7%.

Доля поддержки фермеров в доходах продукции в целом по сельскому хозяйству занимает 17%, в том числе пшеницы — 18, кукурузы — 16, масличных — 20, молока — 50, говядины — 8, свинины — 6, птицы — 3, яйца -18%.

Выплаты прямых платежей (субсидий) фермерским хозяйствам США осуществляются за количество произведенной продукции, которые производятся по базовой площади и средней урожайности за последние 5 лет. За базовую площадь принимается сложившаяся посевная площадь, которая регулируется и контролируется Министерством сельского хозяйства в соответствии с контрактом между министерством и фермерами. В расчет принимаются только 85% базовой посевной площади каждой культуры, умноженные на среднюю урожайность за последние 5 лет и на ставку прямого платежа.

Ставка прямых платежей фермерам в США установлены за 1 т продукции в следующих размерах, которые, практически определены постоянно: за 2007-2017 гг.: пшеницы — 19,12; кукурузы — 11,02; сорго — 15,42; ячменя — 11,46; риса -51,81; хлопка — 244,27; семена масличных культур — 17,63 долл. Для начинающих фермеров ставки прямых платежей увеличиваются в течение 5 лет на коэффициент 1,2. Это связано тем, что начинающие фермеры испытывают большие финансовые трудности, связанные с покупкой земли и сельскохозяйственной техники. Такой порядок начисления прямых платежей за произведенную продукцию позволяет избежать включения субсидий в «желтую корзину», для которой установлен лимит при вступлении в ВТО. По правилам ВТО все виды государственных субсидий распределяются по трем корзинам. В «желтую корзину» включаются субсидии, которые стимулируют текущее производство сельхозпродукции и регулируют цены. Прямые платежи, рассчитанные на основании 85%-ной базовой площади и урожайности за последние 5 лет, не стимулируют сельхозтоваропроизводителей в текущем году и никак не связаны с регулированием цен. Поэтому прямые платежи за производство сельхозпродукции не могут быть включены в «желтую корзину».

Любые субсидии государства, которые ограничивают производство сельскохозяйственной продукции, помещаются в «голубую корзину» (не существует лимит). В «зеленую корзину» включаются прямые платежи, субсидирование исследований, охрану природной среды и программы по развитию сельских территорий, которая не ограничивается ВТО. Субсидии, входящие в «голубую корзину» и «зеленую корзину», прямо не связаны с регулированием цен и стимулированием роста производства сельхозпродукции, они косвенно способствуют развитию экономики сельского хозяйства.

Программа платежей, основанная на ценах, базирующихся на денежной выручке, полученной от продажи сельхозпродукции. Денежно-базовые платежи по каждой культуре выплачиваются, когда фактическая денежная выручка в расчете на 1 га посева будет ниже уровня целевой (плановой) общенациональной денежной выручки с 1 га. Средняя фактическая выручка с 1 га по каждой культуре равняется средней урожайности, умноженной на среднесезонную рыночную цену. Для проведения платежа фермеру средняя в США денежная выручка с 1 га конвертируется в ставку платежа производителя путем деления денежной выручки с 1 га на средний платеж с 1-го базового гектара. Установлены стабильные залоговые ставки за непроданную фермерам: пшеницу, кукурузу, сорго, ячмень, овес, рис, хлопок, соевые бобы и подсолнечник.

Выдача залоговых кредитов фермерским хозяйствам производится товарно-кредитной корпорацией МСХ США, если рыночные цены упадут ниже залоговых ставок, установленных сельскохозяйственным законом. Изъятие продукции с продажи уменьшает рыночное предложение, что ведет к повышению рыночных цен. В связи с этим фермеры, получившие залоговые кредиты за непроданную продукцию, хранят ее до тех пор, пока рыночные цены не повысятся выше установленных залоговых ставок. Если рыночная цена повысится выше залоговой ставки, то фермер может продать продукцию и вернуть товарно-кредитной корпорации полученный кредит вместе с процентами. Уровень залоговых ставок за 1 т (долл.) установлен в следующих размерах: пшеница — 101,1, кукуруза — 76,8, овес — 91,7, хлопок на орошаемых землях — 1758,6, рис -143,3, сортовая шерсть — 2204,6. В итоге залоговая ставка является минимальной гарантированной ценой за продукцию. В США действует механизм государственной поддержки цен на молоко: если цена на молоко первого класса жирностью 3,67% будет ниже 0,373 долл. за 1 л, то стоимость его составит 0,260 долл., и разница 0,113 долл. выплачивается государством фермеру. Уровень платежей в цене составит 34% к цене на молоко. Таким образом, увеличение правительственных субсидий фермерским хозяйствам США значительно облегчает микромаркетинговую деятельность на уровне хозяйств и государства.

В Казахстане система финансовых инструментов, которая ориентирована на потребности сельчан: льготное кредитование на проведение полевых работ, лизинг сельскохозяйственной техники и оборудования для перерабатывающих предприятий, систему сельских кредитных товариществ, форвардные закупки зерна, зерновые расписки и их использование в качестве залога, микрокредитованием сельского населения.

Государством осуществляется субсидирование затрат и предприятий на разработку, внедрение и сертификацию систем менеджмента качества международных стандартов ИСО и ХАССП. Для продовольственной безопасности проводятся закупочные операции и ценовые интервенции мяса. Сельхоз- товаропроизводители пользуются налоговыми льготами: крестьянские (фермерские) хозяйства работают по единому земельному налогу, юридические лица платят 20% общей суммы начисляемых налогов на основе патента.

Сокращена ставка НДС на 70% для пищевой промышленности: производство мяса и мясопродуктов, переработка и консервирование фруктов и овощей, производство растительных и животных масел и жировых кормов для животных; переработка молока и производство сыра; производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности, детского питания, диетических пищевых продуктов и хлеба.

За счет льгот по налогообложению сельхозформирования ежегодно получают около 30 млрд. тенге дохода, снижение НДС для пищевой промышленности позволило освободить около 3,5 млрд. тенге и направить на модернизацию производства, удешевить стоимость, объемы продовольственных товаров.

Приобретение высокопроизводительной, энергонасыщенной техники стран ближнего и дальнего зарубежья позволило:

  • повысить энергообеспеченность сельскохозяйственного производства в сравнении с 2002 г. на 19,5%;
  • засевать 35,2% площадей под зерновые культуры в короткие агротехнические сроки посевными комплексами, составляющими 4,9% общего количества посевной техники;
  • убирать урожай с 40% площадей под зерновыми культурами зерноуборочными комбайнами, приобретенными за последние 7 лет и составляющими 22,3% общего количества зерноуборочных комбайнов.

В целях развития пищевой промышленности и повышения конкурентоспосбоности продуктов переработки сельскохозяйственного сырья реализуется бюджетная программа по субсидированию ставки банковского вознаграждения по кредитам, выдаваемым банками второго уровня перерабатывающим предприятиям на пополнение их оборотных средств, которая в 2007 г. позволила 140 предприятиям по переработке сельхозпродукции и пищевой промышленности из всех регионов республики получить кредиты банков на сумму, 16, 4 млрд. тенге.

Всего субсидирование ставки вознаграждения по кредитам банков второго уровня перерабатывающим предприятиям позволило в течение 5 лет удешевить банковские кредиты и привлечь в отрасль 58,1 млрд. тенге, т. е. каждый 1 тенге бюджетных субсидий привлек 15 тенге кредитных средств. За 5 лет объемы закупа мяса в денежном выражении увеличились на 15% (с 1,5 до 1,7 млрд. тенге), молока — на 21% (с 2.1 до 2,5 млрд. тенге), зерновых культур – на 27% (с 14,3 до 18,2 млрд. тенге). С 2006 г. реализуется бюджетная программа по субсидированию затрат предприятий на разработку, внедрение и сертификацию систем менеджмента качества и безопасности на базе международных стандартов ИСО и ХАССП. В 2007 г. из республиканского бюджета для этих целей выделено 100 млн. тенге.

В настоящее время по данной программе система менеджмента качества ИСО и ХАССП внедрена на более чем 100 предприятиях, на стадии внедрения находятся около 100 предприятий. Продолжает эффективно работать система кредитных товариществ (далее — КТ). В 2008 г. было дополнительно создано 7 кредитных товариществ и их общее количество доведено до 153, охват сельских регионов составил 86%, общая сумма их уставных капиталов — 5 млрд. тенге. В состав кредитных товариществ вошли более 6 тыс. сельхозформирований, имеющих посевные площади свыше 3 млн га, общее поголовье скота — 1.2 млн голов. Процент возвратности кредитных ресурсов достиг 99,7%, а объем валового дохода, полученного участниками кредитных товариществ, около 40 млрд. тенге.

С 2006 г. АО «Аграрная кредитная корпорация» начало стимулирование сельхозтова- ропроизводителей, организующих сельские потребительские кооперативы (далее — СПК) по заготовке, переработке, хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции путем предоставления кредитов. Кредиты выдаются на приобретение основных средств -сроком до 5-7 лет и на приобретение оборотных средств сроком до 1 года со ставками вознаграждения 5% годовых.

В течение двух лет прокредитовано 74 СПК на сумму 5,2 млрд.тенге, в состав которых вошли около 600 сельхозтоваропроизводителей и более 2,5 тыс. личных подворных хозяйств, в том числе в 2008 г. выделено кредитов на сумму 2,4 млрд. тенге.

Кроме того, с 2008 г. из республиканского бюджета выделяются средства на кредитование несельскохозяйственных видов предпринимательской деятельности, в сельской местности в объеме.700 млн тенге. Кредитование осуществляется по следующим направлениям: переработка сельскохозяйственного сырья, производство легкой и пищевой промышленности, расширение сельских торговых точек и пунктов общественного питания. При этом кредиты выдаются сроком на 7 лет со ставкой вознаграждения до 10% годовых. В 2007 г. выдано кредитов на сумму 708 млн тенге по 72 проектам, из них профинансировано 30 проектов на создание новых производств.

Кредиты направлены на реконструкцию, строительство и модернизацию пунктов общественного питания и сельских торговых точек, приобретение оборудования по производству пищевой продукции, раз- ведению и переработке рыбопродуктов.

Аграрная кредитная корпорация реализует 3 программы. Одна из них — кредитование инфраструктуры по объекту, хранению и переработке сельхозпродукции под среднюю ставку 5%. За 2007-2009 гг. прокредитованию 74 объединения сельхозпроизводителей на 5 млрд, тенге, в том числе 57 проектов направлены на глубокую переработку продукции.

На покупку оборудования по переработке мяса кредиты получили 19 объединений, для производства молочной продукции — 15 проектов, по переработке плодоовощной продукции — 8 проектов. В 2009 г. в республиканском бюджете на реализацию этой продукции предусмотрено 700 млн тенге.

В целях экономического стимулирования развития плодоводства и виноградарства начиная с 2008 г. из республиканского бюджета субсидируется (до 40%) закладка и выращивание многолетних насаждений плодово-ягодных культур и винограда. В качестве пилотного проекта 800 млн. тенге бюджетных средств направлены в три области — Алматинскую, Жамбылскую и Южно-Казахстанскую. За счет указанных средств в 2009 г. заложено 509,6 га плодовых культур и 696,0 га винограда;

В 2008 г. размер государственной поддержки по данной программе увеличен до 1,2 млрд. тенге. В целях обеспечения максимального охвата сельского населения услугами микрокредитования и реализации программы участвуют АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» и микроор- ганизации, привлекаемые Фондом на тендерной основе. Так, на увеличение уставного капитала Фондом финансовой поддержки сельского хозяйства для организации системы микрокредитования выделено 9,1 млрд. тенге, в том числе из республиканского бюджета -5,5 млрд. тенге, в 2009 г. — соответственно 5,2 и 2,5 млрд. тенге. За 2007-2009 гг. было выделено 12,6 тыс.тенге домохозяйствам, имеющим доходы ниже прожиточного минимума 616 млн тенге; 26634 тыс. тенге — домохозяйствам, имеющим средние доходы — 4160 млн тенге. Обеспеченность микрокредитованием за счет недвижимости — 32%, гарантии и поручи- тельства — 6, автотранспорта и сельхозтехники — 10 и другое имущество — 52%. За счет выданных кредитов посеяно 19,1 тыс. га, приобретено для откорма 180 тыс. голов скота, 18 тыс. голов птицы, создано 27,5 тыс. рабочих мест.

В 2009 г. микрокредиты предусмотрены на 7,5 млрд. тенге, в том числе 2,4 млрд. тенге микрокредитным организациям: 92,1% из которых будут направлены на развитие животноводства, 5,2% — на растениеводство и 2,7% — на другие виды бизнеса.

Упростился процесс получения субсидии на приобретение горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, гербицидов и протравителей семян: они распределяются на 1 га посевов. Удельный вес субсидий на зерновых культур сельхозпредприятиям и крестьянским (фермерским) хозяйствам в общем объеме, выделяемых в республиканском бюджете на 2009 г., составил 52,8, маслич- ным — 18,1, овощам — 7,3, хлопчатнику — 5,7, сахарной свекле — 5,1, кормовым — 4%.

Нормативы субсидий на развитие племенного животноводства установлены на 1 кг реализуемой живой массы и на 1 шт. племенного яйца в Восточном, Западном, Северном, Центральном и Южном Казахстане — по племенным заводам и племенным хозяйствам по следующим группам животных крупного рогатого скота: молочного и мясного направления; овцам — тонкорунного и полутонкорунного, полугрубошерстного и грубошерстного направлений; лошадям — спортивного и продуктивного направления; маралы, племенное яйцо. В среднем по Казахстану норматив на 1 кг реализуемой живой массы установлен по крупному рогатому скоту — 86, овцам — 89, лошадям — 88, яйцо — 20; норматив субсидии на дозу семени 210 тенге.

Выделяются субсидии на полное возмещение приобретаемого оборудования, техники и племенного дела; полное возмещение затрат по приобретению, содержанию племенных быков и баранов-производителей в племенном центре, получению, использованию, хранению их семени и эмбрионов; полное возмещение затрат по приобретению и содержанию племенной птицы для племенного хозяйства; полное возмещение затрат по разведению, содержанию, тренингу племенных. лошадей, получению и хранению семян племенных жеребцов на племенном заводе.

Субсидирование семян сортов сельскохозяйственных культур, допущенных к использованию в Казахстане первой, второй и третьей репродукции, осуществляется из местных бюджетов на развитие семеноводства.

Нормативы субсидий на виды оригинальных семян определены в размере 40% для частного возмещения затрат на их производство; полного возмещения затрат на закладку маточников многолетних насаждений плодовых культур и винограда, а также обслуживание незавершенного производства заложенных маточников карликовых подвоев плодовых культур и маточников многолетних насаждений. Субсидии также выделяются для семян суперэлиты в размере 40% затрат. Нормативы субсидий на 1 т реализованных семян определены в размере 40% их стоимости, но не более установленного норматива на 1 т тенге.

Крупные промышленные животноводческие предприятия должны сыграть важную роль в развитии мелких и средних предприятий. В качестве конкретного шага по развитию животноводства — с 2008 г. выплачиваются дотации специализированным предприятиям за каждый килограмм мяса в убойном весе: куриного — 47, говядины — 90, свинины -88 тенге. Это позволит покрыть до 30% общих производственных затрат, или около 50% стоимости комбикормов. Однако до 90% всей мясной продукции производится личными подсобными хозяйствами, которые не получают дотации.

Субсидирование ставки вознаграждения (интереса) по кредитам, выдаваемым банкам второго уровня предприятиям по переработке сельскохозяйственной продукции на пополнение их оборотных средств: переработка мяса, производство мяса птицы и яиц, молоко, плодов, ягод, овощей, плодоовощных консер- вов, детского питания, масличных культур и производство растительного масла; кожсырья и шерсти, зерновых культур. Сумма субсидирования составляет не более 80% ставки вознаграждения по кредиту, выданному сроком до 12 месяцев, сумма которого не должна превышать 150 млн. тенге.

Всего на развитие агропромышленного комплекса из республиканского бюджета выделено в 2007 г. — 66 млрд. тенге, в 2008 г. — 81 млрд. тенге, в 2009 г. — 169 млрд. тенге. Удельный вес поддержки сельского хозяйства в 2007 г. составил 75,8%, прямая поддержка сельхозтоваропроизводителей — 23%, косвенная — 52,8%, в 2008 г. соответственно 79 и 26,7 и 52,3% и 2009 г. -85,2; 23,7 и 61,5%.

Прямая государственная поддержка агропромышленного комплекса в удельном весе сельского хозяйства в 2009 г. составила 90,8%, в том числе на повышение урожайности и качества растениеводства — 49,5%, племенного животноводства — 5,5% и повышение и продуктивности и качества продукции животноводства — 23,9%.

Косвенная поддержка на защиту и карантин растений от общего объема за 2009 г. -9,3%, развитие системы водоснабжения — эпизоотическое благополучие — 14,6, обеспечение продовольственной безопасно- сти — 16,6, содержание органов управления — прикладные научные исследования -6,3%.

В структуре прочих расходов удельный вес строительства и реконструкции системы водоснабжения, эксплуатация водохозяйственных объектов — 40,3%, обеспечение и сохранение устойчивого развития лесов -17,6%, обеспечение сохранения и развития особо охраняемых природных территорий и животного мира — 16,9%, воспроизводство рыбных ресурсов — 4,3%.

Низкой остается доля государственной финансовой поддержки сельхозпроизводителей (субсидии), которая в среднем за 2005-2009 гг. в ВВП составила 0,09%, в расходной части бюджета — 0,42%, валовой продукции сельского хозяйства — 0,6%, в затратах -0,98%, в том числе продукции растениеводства — 1,5%, животноводства — 0,06%; государственная финансовая поддержка на 1 га пашни — 2,6 долл., на одну условную голову -1,7 долл.

Следует отметить, что государственная финансовая поддержка хозяйства населения не осуществлялась. Поэтому удельный вес финансовой поддержки по сельхозформиро-ваниям превышает ее уровень по всем категориям хозяйств: по валовой продукции — 2,2 раза, по затратам — 2,3 раза, товарной — 2,1 раза.

Сельскохозяйственное производство, как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, не способно эффективно развиваться без значительных объемов государственной финансовой поддержки: объем субсидий сельхозтоваропроизводителям в Казахстан не превышает 10% в структуре затрат про- дукции зарубежных стран; отсутствует полное обеспечение элитными, семенами и племенным скотом; не возмещаются транспортные расходы на экспортную продукцию (экспортные субсидии); не достаточно возмещаются компенсации для получения кредитов на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, реконструкцию, техническое перевооружение производственных объектов сельскохозяйственного назначения.

Государственная финансовая поддержка не оказывается хозяйствам населения, которая не позволяет сформировать сельскохозяйственное производство (хозяйства населения производят 49,1% валовой продукции, в том числе продукции растениеводства — 24,3 и животноводства — 87,3%).

Выплата субсидий на 1 га посева не заинтересовывает сельхозтоваропроизводителей в производстве высококачественной растениеводческой продукции и сопровождается сложностью их оформления. Это прежде всего определение списка сельхозтоваропроизводителей на получение субсидий: в каждом районе решением акима создается межведомственная комиссия, состоящая из сотрудников: акимата, отделов сельского хозяйства и земельных отношений, районного налогового комитета, управления статистики, территориальных инспекций Минсельхоза, научных и общественных организаций аграрного сектора.

Сельхозтоваропроизводители представляют в отдел сельского хозяйства следующие документы: копии документов о регистрации юридического и физического лица, правоустанавливающего документа на земельный участок, свидетельства налогоплательщика, статистической отчетности, банковские реквизиты. Для получения субсидий сельхозтоваропроизводители в течение 5 дней по окончании весенне-полевых работ, по озимым культурам — по фактическим всходам, многолетним насаждениям — по фактическим площадям представляют заявление на приемку всходов.

Оптимальные сроки проведения работ определяются отделом сельского хозяйства на основании рекомендаций. Площади, засеянные с нарушением оптимальных сроков, субсидированию не подлежат. Комиссия в двухнедельный срок оформляет акты приемки посевов, размер субсидий представляет управление сельского хозяйства области.

Таким образом, для получения субсидий, как показывают расчеты, создается трудоемкая процедура их получения и соответствующая субъективность. При этом субсидии, как правило, выделяются сельхозтоваропроизводителям в конце II квартала, когда окончены все основные работы, на которые берутся дорогие краткосрочные кредиты для покупки горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений и средств защиты растений. Следовательно, полученные субсидии теряют свою значимость, как средство государственной финансовой поддержки, выделенные на 1 га посевов, не увязывается с объемом и качеством производимой растениеводческой продукции.

Такой же порядок выделения субсидий без учета продукции определяется по увеличению производства животноводческой продукции и повышения конкурентоспособности через удешевление стоимости комбикормов специализированным предприятиям; нормативы субсидий на 1 кг живого веса племенного молодняка определены без учета породности животных. С учетом внедрения ресурсосберегающих технологий в земледелии и животноводстве, инфляционных процессов, удорожания техники, других организационно-экономических факторов определена себестоимость 1 ед. основных видов продукции по Казахстану.

Так, себестоимость зерна в 2015 г., по сравнению с 2009 г., возрастет на 25,1%, риса — в 2,0 раза, масличных культур — в 1,6 раза, картофеля — в 1,7 раза, хлопка — в 1,3 раза, мяса крупного рогатого скота — в 1,5 раза, молока — в 1,6 раза.

С учетом зарубежного опыта предлагается довести в 2015 г. удельный вес субсидий в себестоимости зерна до 22,5%, плодов и ягод — 30, сахарной свеклы — 32,3, мяса крупного рогатого скота — 13,1, мяса овец — 16,4%. Исходя из себестоимости сельскохозяйственной продукции и удельного веса субсидий, определены ставки субсидирования. Так, по зерновым культурам ставка субсидирования в расчете на 1 ц зерна должна возрасти в 2015 г., по сравнению с 2009 г., в 8,3 раза, риса — в 6 раз, плодов и ягод – в 1,9 раза и т.д.

Умножив ставку субсидирования на объем производимой сельскохозяйственной продукции, можно определить объем субсидий по видам продукции. В результате объем субсидий по зерну должен возрасти в 2015 г. по сравнению с 2009 г. — в 8,1 раза и в целом по растениеводству — в 7,6 раза, животноводству – в 19,3 раза. На основании методических подходов по определению субсидий по Казахстану можно рассчитать их по областям, районам и отдельным сельхозформированиям.

Таким образом, выделение субсидий за произведенную продукцию позволяет: упростить схему ее выделения из государственного бюджета (за продукцию, получаемую всеми категориями хозяйств, своевременность ее выделения при утверждении бюджета); повысить заинтересованность в получении высококачественной конкурентоспособной продукции. Выделение 85% субсидий даст возможность не считать норматив отчисления в «желтую корзину», предусмотренную условиями ВТО (они не включаются в «желтую корзину»).

Казахстан: Еще раз о субсидиях

Рынок зерновых «стоит», меры господдержки неэффективны из-за непостоянства и бюрократии. О кризисе в отрасли говорят не только мелкие хозяйства, но и крупные — в масштабе республики.

Свои предложения и претензии они высказывали в конце прошлого года за круглым столом при поддержке Союза фермеров Казахстана. На одной из таких встреч присутствовал даже вице-министр сельского хозяйства Нуржан Альтаев. Как пишет собкор издания «КазахЗерно.kz», предложений от костанайских фермеров прозвучала немало, но большей частью они касались субсидий, причем весьма аргументированно. Но — по порядку…

Почему нет большого распространения частных подворий в сельхозкооперативы?

В основном с/х производственные кооперативы созданы, и на этом остановились, говорят животноводы.

Единичные кооперативы по производству молока, мяса не имеют реальные объединения, где частники платят пенсионные взносы, медстрахование. С отдаленных районов молоко на переработку не попадает, так как транспортные расходы и содержание кооператива съедают все субсидии за молоко, и получается убыток.

Отсюда предложение: в животноводстве на первоначальном этапе субсидировать транспортные расходы. В дальнейшем переработка молока должна происходить в районе, где в состав кооператива, например, входит КазАгро со своим перерабатывающем оборудованием, после, так как кооператив постепенно выкупит это оборудование, КазАгро выходит из состава кооператива.

В растениеводстве же кооперативы не создаются из-за недоработки в земельном и налоговом кодексах.

Замена субсидирования в с/х на льготное кредитование

СХТП Костанайской области выступает против этого предложения, так как субсидии влияют на удешевление продукции с/х, а кредитование — это совсем другое направление. Например, отмена субсидий на выращивание многолетних и однолетних трав приведет к сокращению производства кормов для животноводства и обеспечения частных подворий сеном.

60% СХТП обходятся без кредитования, потому что 30% вкладывают в посев и уборку свои средства, 30% СХТП, особенно к/х, кредиты не получают, потому что нет залогового имущества, получается — при отмене субсидий 60% СХТП остается без господдержки. При этом надо отметить, что европейские страны, в том числе в России, СХТП получают от государства большую помощь в виде субсидий, как на гектар, так и субсидии на удешевление техники и оборудования.

Без государственной помощи, без субсидирования отрасль сельского хозяйства просто-напросто не выживет. И никакое льготное кредитование не поможет, особенно в животноводстве, считает глава ТОО «Алтынсарино» Борис Князев:

— Нам говорят, что будут субсидировать кредиты. Но это значит, не крестьян будут субсидировать, тогда будут субсидировать банки. Разве это поддержка сельского хозяйства? Это поддержка банковской системы.

Инвестирование и развитие отечественного машиностроения

СХТП считают, что инвестсубсидии за приобретенную технику должен получать СХТП, а не завод, так как эти денежные средства сняты с погектарного субсидирования, которые играли важную роль для удешевления ГСМ и других товарно-материальных ценностей, затем они были направлены на субсидирование с/х техники, где получают их опять СХТП, и это правильно. Этот механизм показывает востребованность, создаются очереди за получением субсидий, вместо того, чтобы добавить финансирование, эти денежные средства предлагается отдать заводам.

Герой труда Сайран Буканов связывает рост цен на сельскохозяйственную технику, на удобрения, на ГСМ отчасти и с субсидированием. Когда государство решило выплачивать субсидии не фермерам, при покупке той же техники, а заводам-производителям, эти самые производители стали активно повышать цены.

Предложения по совершенствованию развития семеноводства

Следует отметить, что семеноводство по зерновым культурам по производству суперэлиты, элиты, паровой и третьей репродукции выстроена и налажена.

В то же время, по зернобобовым, масличным, однолетним и ограниченному ассортименту многолетних трав (житняк, костёр, донник, эспарец), в силу отсутствия первичного семеноводства, производство семян суперэлиты и элиты отсутствует, либо незначительно, говорят костанайские аграрии.

В связи с этим, по данным культурам сроки перехода к посеву высокими репродукциями они предлагают передвинуть на 2 года позже, т.е. с 2020 года.

Касательно использования СХТП только семян первой репродукции. Как показывают расчёты, уже в первый год идет перепроизводство семян первой репродукции, и СХТП вынуждены будут реализовать их как товарное зерно, не в полной мере использовав генетический потенциал семян.

Считаем, что реализация сельхозтоваропроизводителями семян первой репродукции, как товарного зерна, финансово не оправдана и экономически не выгодна, — говорят они. И предлагают расширить СХТП использовать в производстве семена 2 репродукции , как семена, имеющие высокие биологические и хозяйственные ценности.

Семеноводческие хозяйства закупают элиту в элитсемхозах, производят и реализуют семена первой репродукции, в объёме превышающие потребность. Данный механизм не работает в связи со сложным финансовым положением большинства сельхозформирований области, отсутствием оборотных средств и невозможностью приобрести семена высших репродукций(элита первой репродукции), стоимость которых превышают 70-100 тыс. тенге.

В этой связи, семенные хозяйства вынуждены были продавать остаток не реализованных семян первой репродукции, как товарное зерно.

Для эффективной реализации проекта, приданию импульса развитию семеноводческих хозяйств и снижения затрат на производство семян, считаем необходимым увеличить процент субсидирования на приобретение специализированной техники и оборудования для семеноводческих хозяйств до 50%, а также субсидировать семена первой репродукции, что позволит укрепить материально-техническую базу и повысить заинтересованность приобретения семян первой репродукции.

Для успешной реализации схемы между семенными хозяйствами и СХТП по приобретению семян первой репродукции сельхозформирования области предлагают следующий механизм субсидирования:

— Субсидировать не более 10% площади посевов зерновых культур.

— За счет снижения норматива субсидирования элитных семян с 70% до 40%.

Норматив субсидированных элитных за 1 тонну 32 тыс. тенге, семян первой репродукции 17 тыс. тенге. Разница недостающией суммы будет выделенна из областного бюджета.

Это позволит поддержать производителей семян первой репродукции и сельхозтоваропроизводителей, что в конечном итоге повысит процент сортообновления и даст возможность успешно реализовать Проект карты развития семеноводства.

Также костанайские аграрии просят вернуться к прежней схеме субсидирования оригинальных семян.

Кроме того, одним из сдерживающих факторов развития семеноводства является ограничение производимых культур до 4 и даже 3 сортов, что не способствует увелечению ассортимента сельскохозяйственных культур и сортов для внедрения и производство.

В этой связи они просят увеличить колличество культур до 8-ми сортов, что повысит возможности СХТП в выборе и внедрении в производство высокопродуктивных культур и сортов. В качестве довода они приводяят следующую информацию.

ГодВыделеноПросубсидировано, требуется тыс. тенге
2015665,2624,1
2016367,5323,0
20171023,0491023,0
2018345,61237,2
2019345,61381,4
20201767,81433,6
20211930,21510,0
План сортообновленияВысеяно элитных семян
тонн%тонн%
20153%8,71,5
20163%117341,9
2017210204,0%179993,1
2018234344,5%
2019256925,0%
20205,5%
20216,0%
Производство с урожая по годамПроизводство элитных семянДля реализации
201410,59,0
20157,95,0
2016100009470,0
20171589315077,0

— Наверное, и среди нас здесь в зале, да и вообще среди фермеров, я знаю есть те, кого интересует вопрос получения субсидий, а не получения продукции. В этом секрета нет никакого. Я на это насмотрелся. В Актюбинской области сеяли рапс для того, чтобы вначале получить субсидии, а потом ещё получить страховку. Я согласен, что погектарное субсидирование нужно сохранить. Это тоже субсидирование и поддержка со стороны государства. Но все-таки, по-моему, правильным было бы субсидировать за реализованную продукцию. Может, я не прав. Вопросов много. Вот кто-то там пошустрее ходит, пороги акиматов обивает, улыбается там кому-то, чтобы получить инвестсубсидии, а кто-то сидит, и никаких субсидий не получает, — говорит Князев.

Как выяснилось, человеческий фактор, от которого пока зависит система господдержки субсидиями, ставит как перед фермерами, так и самими чиновниками немало вопросов. Многие из этих вопросов сводят на нет эффективность бюджетных затрат в сельском хозяйстве.

Разговоры о том, что нужно сделать систему субсидирования более прозрачной и эффективной, ведутся давно. Если коротко, то многие вопросы, о которых говорили фермеры выше, вполне можно разрешить именно благодаря автоматизированной системе субсидирования, которая позволит существенно сократить сроки рассмотрения заявок, сократить бумагооборот и исключить человеческий фактор.

К примеру, процесс заключения договора о субсидировании может длиться сегодня от 30 до 90 дней, и состоит из 21 этапа! Всё это влечет за собой поток бумагооборота. Автоматизированная система позволит сократить количество этапов до 9, при этом сроки рассмотрения заявок и выплаты субсидий будет длиться 8 дней! Это вполне реально, так как документы будут загружаться с помощью электронно-цифровой подписи (ЭЦП) фермера из государственных баз данных юридических и физических лиц, земельного кадастра и других баз. Те же счета-фактуры на покупку техники или удобрений сегодня ведутся в электронной форме. Кроме того, автоматизированная система будет рассматривать заявки о субсидировании не оптом, после завершения сроков подачи заявок, а по мере поступления. То есть, не будет теряться время на сбор и заседание комиссий — их попросту не будет. Не секрет, что зачастую такие комиссии подходили к делу формально. Да и не могут несколько человек лично проехать по всем полям района, чтобы проверить: на самом ли деле все поля этого хозяйства засеяны, как указано в заявке? Члены комиссии физически этого сделать не могут, а вот автоматизированная система сможет, благодаря спутниковым снимкам, с которыми в АО «ИУЦ» работают уже не первый год.

Во всем передовом мире, не то что государство в вопросах контроля и анализа, уже сами фермеры перешли к умному земледелию, когда о нехватке тех или иных элементов в почве, о наличии сорняков на поле узнают с помощью автоматических систем мониторинга.

Все предложения костанайских фермеров были взяты на карандаш чиновниками от Минсельхоза. Как они решатся — покажет время.


Газета «КазахЗерно.kz»

Фермеры смогут получить субсидии, не выходя из дома

С 1 февраля в Казахстане начнется прием заявок на выплату субсидий стоимости удобрений. Об этом сообщает пресс-служба АО «Информационно-учетный центр». Заявки фермеров будут приниматься онлайн, через сервис minagro.kz, что позволит существенно сократить бюрократию и риск коррупции, отмечают в АО «ИУЦ».

— Раньше, фермеру могли отказать. Скажем, субсидии в районе могли негласно поделить среди «своих». Так что другим не оставалось и им формально отказывали. В автоматизированной системе «своих» и «чужих» уже нет. Подал заявку, она прошла, значит, гарантированно будут и деньги. При этом, выплата субсидий будет производится строго по очередности поступления заявок, то есть заявку нельзя будет ускорить или притормозить, — говорит главный специалист АО «Информационно-учетный центр» Азамат КУРМАНОВ.

Ожидается, что нововведение существенно сократит документооборот и освободит от кропотливой работы специалистов управлений сельского хозяйства в регионах.

Конец бюрократии

В Казахстане стартует автоматизированная система субсидирования удобрений

Заявленная государством автоматизированная система выплаты субсидий, наконец, будет запущена. Об этом в интервью рассказал главный специалист АО «Информационно-учетный центр» Азамат КУРМАНОВ.

— Азамат, давно говорят о необходимости внедрения автоматизированной системы субсидирования, именно как о «средстве» от бюрократии и коррупции. На самом деле бюрократии станет меньше?

— Электронный формат полностью исключает бумажный документооборот. Это само по себе хорошее достижение. На два дня сократится время рассмотрения заявки. Ещё одно преимущество – для подачи заявления на субсидирование фермеру не нужно ехать в райцентр или областной центр – заявку можно подать, не выходя из дома. Нужно для этого иметь ЭЦП, вот, собственно, и всё.

— В теории всё всегда звучит гладко. Но как быть с качеством того же интернет-соединения? В отдаленных аулах все-таки с этим проблемы…

— Были такие опасения. Но если судить по работе системы электронных зерновых расписок – то проблем не должно возникнуть. Во всяком случае до сих пор фермеры пользовались электронными зерновыми расписками удаленно и таких проблем нет.

— Как выглядит сам процесс субсидирования? Объясните пошагово и простым «человеческим» языком?

— Если говорить о процессе субсидирования с точки зрения удобства для фермера – то тут всё просто. Человек имеет ЭЦП. Он уже приобрел или заключил договор с заводом на поставку удобрений. Чтобы получить субсидии ему необходимо зарегистрироваться на портале minagro.kz с помощью ЭЦП и подать заявку. Заявка по форме и содержанию, по сути, та же что и в бумажном виде. Но здесь есть одно существенное отличие. Раньше специалист управления, отдела сельского хозяйства должен был верить данным, которые внес фермер. У него не было возможности оперативно перепроверить сведения, если он их вообще проверял. Теперь проверять данные будет автоматизированная система, анализируя данные, поданные аграрием и сопоставляя их с базой физ- и юрлиц, с земельным кадастром, регистром недвижимости, электронными счетами-фактурами и так далее. То есть система сама проверит правдивость информации и после успешного прохождения проверки, заявитель может быть уверен на 100%, что субсидии он получит.

— То есть если уж система приняла заявку, то деньги фермер получит точно?

— Да, можно сказать и так.

— Раньше было по- другому?

— Раньше, фермеру могли отказать по тем или иным причинам. Скажем, субсидии в районе могли негласно поделить среди «своих». Так что другим не оставалось и им формально отказывали. В автоматизированной системе «своих» и «чужих» уже нет. Подал заявку, она прошла, значит, гарантированно будут и деньги. При этом, выплата субсидий будет производится строго по очередности поступления заявок, то есть заявку нельзя будет ускорить или притормозить.

— А может прийти отказ?

— Да. Дело в том, что есть нормы внесения удобрений, утвержденные Министерством сельского хозяйства. Условно, если на определенную площадь согласно нормам необходимо 10 тонн удобрений, заявить на субсидирование 15 или 20 тонн уже невозможно. Такие заявки будут отсеиваться уже на стадии подачи. Это ещё одно из преимуществ нового механизма. Это исключает коррупционную составляющую. Анализ субсидирования удобрений прошлых лет показал, что риск коррупции был, хотя за конкретными фактами вам лучше обратиться в правоохранительные органы. Скажем, это не наша компетенция. Хотя выявлять такие факты сейчас очень легко, благодаря как раз таким системам, о которой мы сейчас говорим.

— Сколько пользование системой будет стоить для фермера?

— Но за чей счет банкет, все-таки?

— Для региональных властей, то есть управлений сельского хозяйства, допуск к использованию системой обойдется всего в 1 МРП, то есть 2 405 тенге в год. Дело в том, что мы планируем развивать новые сервисы и внедрять Fintech. Так, например, планируется реализовать кабинет заводов производителей для онлайн продажи удобрений, при этом за пользование сервисом будут платить заводы. Таким образом, коммерциализация проекта будет осуществляться за счет дополнительных сервисов, а не за счет нагрузки на бюджет и на сельхозтоваропроизводителей при субсидировании. В любом случае, внедрение подобной системы – это огромная экономия, как для фермеров, так и для бюджета. В конце концов, на местах специалисты управлений и отделов сельского хозяйства смогут более рационально использовать своё рабочее время, не принимая кучу бумаг и не занимаясь их заполнением.

— Вы всё очень гладко рассказываете. Такое ощущение, что никаких проблем не было и не будет…

— Конечно, вопросы были и есть, но они технического характера. Они решаются. Это, скажем так, программная часть о которой не нужно знать рядовому обывателю. Это как часы. На циферблате мы видим движение лишь нескольких стрелок. Просто и понятно. Но если заглянуть внутрь, за циферблат — там куча шестеренок, механизм завода, приводов, пружин. Аналогично и в нашей системе. Для конечного пользователя – фермера, всё просто. Он зарегистрировался в системе. Он купил на заводе удобрения. Он подал заявку на субсидирование. Он субсидии получил. Всё остальное – это как раз те самые «шестеренки» и «пружины», работа которых важна, но не видна. Не думаю, что информация о технической части системы настолько важна для рядового обывателя и фермера.

— Все-таки, если исходить не только из интересов фермеров. Что из себя представляет вся система? Хоть в общих чертах.

— Во всех регионах были определены специалисты управлений сельского хозяйства, у кого будет допуск к системе. Круг ограничен в целях информационной безопасности. Во-вторых, оператором, то есть АО «Информационно-учетный центр» в систему были внесены перечень удобрений, нормы их внесения, а также нормативы субсидирования. Данные предоставлены Министерством сельского хозяйства РК, Министерством инвестиций и развития РК и акиматами областей. Это всё загружено в систему. Она сама проверяет и сопоставляет данные заявителя, электронные счета-фактуры, выписанные заводами-изготовителями удобрений, а также данные земельного кадастра, базы физ- и юрлиц, о которых я уже упоминал. Если всё нормально, система формирует счета на оплату для казначейства, которые и переводят деньги на счета фермера либо завода. Здесь поясню: если фермер заключил договор поставки, но по факту удобрения ещё не получил – он заполняет так называемую «переводную заявку», которая становится доступной в «личном кабинете» завода на портале системы minagro.kz. В чем её плюс для фермера? По ней субсидии получает завод, а фермер оплачивает удобрения с учетом субсидий. У переводной заявки есть срок исполнения, в который завод должен поставить удобрения фермеру. Если он не поставил в срок, то заявка отменяется и завод субсидии не получает. Это дисциплинирует заводы.

— С какого конкретно числа фермерам можно будет пользоваться данной системой субсидирования?

— с 1 февраля. Эта дата определена правилами субсидирования, а, точнее, приказом министра сельского хозяйства «Об утверждении Правил субсидирования стоимости удобрений (за исключением органических)» от 2015 года, с последними изменениями. В этих правилах подробно расписан весь механизм.

Думаю, если ознакомиться с ними внимательно, вопросов возникнуть не должно.

Казахстан: Субсидирование животноводства по-новому (для анализа)

Отмена одних и введение новых направлений в господдержке животноводче­ской отрасли, повышение нормативов, снижение пороговых критериев и изме­нение требований для фермеров открывают правила субсидирования.

Приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 27 января 2017 года № 30 утверждены Правила субсидирования развития племенного животноводства, по­вышения продуктивности и качества про­дукции животноводства (далее – Новые правила). Этот же приказ признал утратив­шими силу старые правила субсидирования животноводства, утвержденные приказом МСХ РК от 19 ноября 2014 года № 3-1/600 (далее по тексту – Старые правила).

Ведение племенной и селекционной работы

По каждому направлению субсидирова­ния в Новые правила внесены изменения, какие-то из них значительные, а какие-то не особо влияют на суть. Начнем по вы­строенной в пункте 7 Новых правил при­оритетности направлений государственной поддержки. Главным остается развитие пле­менного животноводства, тут же наиболее значимым считается ведение селекционной и племенной работы с маточным поголовьем крупного рогатого скота и овец.

В данном направлении субсидирования норматив для КРС разделен на базовый и дополнительный. Базовый норматив суб­сидий за 1 корову составляет 10 000 тенге. Дополнительный норматив полагается с учетом среднего показателя выхода приплода в хозяйстве в ИАС за случной сезон прошлого года. В мясном скотовод­стве дополнительный норматив за 1 голову товарного маточного поголовья составляет за выход приплода от 80% – 8 000 тенге, за выход приплода от 60% – 6 000 тенге. Таким образом, общая сумма субсидирования со­ставит 18 или 16 тысяч тенге за 1 голову. Ра­нее норматив этой же субсидии составлял 18 тысяч тенге за 1 голову маточного поголовья, охваченного породным преобразованием. За племенную корову в мясном, молочном и молочно-мясном скотоводстве норматив субсидирования повышен в Новых правилах. Вместе базовый и дополнительный норма­тивы, в зависимости от выхода приплода, составят 30 или 25 тысяч тенге за 1 голову. В Старых правилах ставка субсидии была одна и составляла 20 000 тенге.

Норматив за ведение племенной и селекционной работы с маточным пого­ловьем племенных овец увеличен с 1500 до 2500 тенге за 1 голову.

Требования для сельхозпроизводителей, претендующих на получение субсидии, особо не изменились. Исключено лишь тре­бование по сопровождению Республикан­ской палатой по соответствующей породе КРС. В племенном овцеводстве по данному направлению субсидирования отменено требование по наличию не менее 300 голов маточного поголовья овец.

Приобретение КРС и МРС

Субсидия за приобретение племенного КРС мясного направления составит 150 000 тенге за 1 голову, причем, независимо от происхождения породы скота и от места нахождения продавца. Приобретение им­портного и отечественного племенного КРС субсидируется по одной ставке (в Старых правилах норматив варьировал от 154 до 200 тысяч тенге за 1 голову, в зависимости от страны-продавца). Исключена субсидия за приобретение селекционного КРС.

Для КРС молочного и молочно-мясного направления разбивка по странам-экспор­терам животных осталась. Ставка субсиди­рования за приобретение племенного скота от отечественных хозяйств составила 170 тысяч тенге за 1 голову (в Старых правилах – 154 тыс. тенге), импортированного из США, Австралии и Канады – 225 000 тенге/голова (235 000 тенге/голова), импортированного из стран Европы и СНГ – 150 000 тенге/голова (ранее: из Европы – 154 000 тенге/голова, из СНГ – 118 000 тенге/голова).

В Новых правилах увеличен норматив субсидии за приобретение племенных баранов-производителей с 8-ми до 20 тысяч тенге за 1 голову, за приобретение баранов-производителей для племен­ных и дистрибьютерных центров с 8 до 30 тысяч тенге/голова. Норматив за покупку племенных ярок остался прежним – 8 000 тенге/голова.

В данном направлении субсидирования исключено требование по консалтинговому сопровождению Республиканской палатой по соответствующей породе КРС. Для суб­сидирования овец ввели новые требования по наличию идентификационных номеров у приобретенного поголовья и их регистрация и соответствие данных в ИСЖ и ИАС, также требуется регистрация поголовья в Респу­бликанской палате по соответствующей породе.

Содержание быков для воспроизводства

Субсидия за содержание племенных быков-производителей в общественных стадах претерпела изменения. Норматив поддержки со 104 тысяч тенге за 1 голову снизился до 100 тысяч тенге. Ранее субсиди­ровались быки-производители мясных, мо­лочных и комбинированных пород, теперь же только мясных, молочных и молочно-мяс­ных пород. Производители мясо-молочных пород не субсидируются согласно Новым правилам.

В данное направление введено допол­нительное определение – субсидия за предоставление в аренду племенных быков-производителей мясных пород откормочными площадками для вос­производства в товарных стадах. Для получения нового вида субсидии в 100 тысяч тенге/голова необходимо наличие учетного номера откормочной площадки и договора с товарными хозяйствами по закреплению и использованию племенных быков в стаде.

Остальные критерии и требования для фермеров, претендующих на субсидирова­ние, не изменились. Только ввели возраст для беспородных бычков, подлежащих кастрации с целью недопущения участия в воспроизводстве, – старше 1 года. В Старых правилах возраст бычков не был обозначен. Кроме того, процедура кастрации теперь должна быть подтверждена справкой, вы­данной ветеринарным врачом, закреплен­ным за сельским округом.

Остальные направления в племенном животноводстве

Норматив субсидии за приобретение племенных жеребцов увеличен с 40 000 тенге/голова до 100 000 тенге, норматив за покупку кобыл остался прежним – 40 тысяч тенге/голова. Приобретение племенных верблюдов-самцов будет субсидироваться по ставке 100 000 тенге за 1 голову (в Старых правилах – 37 000 тенге/голова), норматив за верблюдов-самок вырос с 37 до 40 тысяч тенге за 1 голову. Норматив за приобретение племенных свиней увеличен с 15 000 тенге до 75 000 тенге за 1 голову. Но, чтобы полу­чить субсидии по свиноводству, покупать те­перь следует импортных племенных живот­ных. В направлениях субсидирования Новых правил появилась отрасль – козоводство. Теперь приобретение племенных козлов и самок будет также субсидироваться.

Снижены пороговые критерии для полу­чения субсидий за ведение племенной и селекционной работы с маточным по­головьем маралов и пчелосемьями. Но­выми правилами исключено требование по научно-консалтинговому сопровождению профильной научной организацией или ученым, специализирующимся на разведе­нии маралов или пчел. В мараловодстве от­менили требование по наличию поголовья маралов не менее 300 голов. В пчеловодстве требование по наличию 100 пчелосемей за­менено на наличие 10 пчелосемей.

В мясном и яичном птицеводстве нор­матив субсидии за приобретение пле­менного суточного молодняка мясного направления возрос с 300 до 600 тенге за 1 голову, за покупку молодняка яичного на­правления ставка увеличена со 120 до 400 тенге за 1 голову.

Субсидии на производство молока…

Удешевление стоимости производства молока в Новых правилах считается приоритетным направлением в субсидировании на повышение продуктивности и качества продукции животноводства. Исключены вовсе направления субсидирования за реа­лизацию бычков на откормочные площадки и удешевление производства говядины, ко­торые в Старых правилах стояли на первых позициях по приоритетности.

Нормативы субсидий на удешевление производства молока остались прежни­ми: 25, 15, 10 тенге за 1 килограмм. Но крите­рии, пороги и требования для получения сумм субсидий изменились. Теперь молоч­но-товарная ферма с фуражным поголовьем коров не менее 400 голов получает субсидии по нормативу 25 тенге за 1 кг молока. Нет в Новых правилах требований по среднегодо­вому поголовью дойных коров не менее 350 голов и по среднему удою по стаду не менее 4500 килограммов молока. Молочно-товар­ная ферма с фуражным поголовьем коров не менее 50 голов вправе претендовать на субсидии по нормативу 15 тенге/кг молока. Ранее, по Старым правилам, такая ферма получала по 10 тенге за 1 килограмм. Также исключены требования по среднегодовому поголовью дойных коров не менее 50 голов и по среднему удою по стаду не менее 2500 килограммов молока.

В круг получателей субсидий за молоко введены сельскохозяйственные коопе­ративы. Они будут получать субсидии по нормативу 10 тенге за 1 кг с обязательным соблюдением следующих требований: нали­чие идентификационных номеров животных и регистрация поголовья (членов коопера­тива) на откорме в ИСЖ; организация и осу­ществление ветеринарных, ветеринарно- санитарных мероприятий и ведение зоо­технического учета; количество членов кооператива не менее двадцати; наличие молокоприемного пункта; реализация молока на молокоперерабатывающее предприятие; организация искусственного осеменения маточного поголовья.

… мяса птицы

Несколько увеличен норматив субсидий на удешевление стоимости производства мяса птицы. В значительной степени сниже­ны пороговые значения по годовому объ­ему производства мяса птицы для получа­телей субсидий. Теперь небольшие птице- фабрики, при условии соблюдения требо­ваний, могут получать субсидии. Фермы с фактическим производством от 20 тонн мяса птицы в год (водоплавающая птица, бройлер) могут получить субсидию по 40 тенге за ки­лограмм мяса, при соблюдении требований по наличию помещения для содержания пти­цы, осуществлению промышленного забоя и ветеринарных, ветеринарно-санитарных мероприятий.

Удешевление затрат откорма

Создано новое направление субсидирова­ния – удешевление затрат откорма бычков. Субсидия предоставляется откормочным площадкам в зависимости от поголовья фактического откорма бычков, который определяется количеством реализованных бычков с откормочной площадки за двенад­цатимесячный период, предшествующий дате подачи заявки на получение субсидии. Введено семь уровней фактического откор­ма – от 3000/2500/2000/1500/1000/100 голов фактического откорма и сельскохозяйствен­ные кооперативы. Соответственно введены семь уровней нормативов субсидий – 450 00/40000/35000/30000/25000/20000/20000 тенге за 1 голову.

Получатели субсидии должны соответ­ствовать следующим требованиям:

— наличие идентификационных номеров животных и регистрация поголовья бычков на откорме в ИАС и ИСЖ;
– живая/убойная масса бычков на момент реализации на убой не менее 400 кг/210 кг;
– срок откорма каждого бычка не менее 100 календарных дней;
– организация и осуществление ветери­нарных, ветеринарно-санитарных меропри­ятий и ведение зоотехнического учета;

— специализированная площадка для от­корма крупного рогатого скота с развитой инфраструктурой: въездной дезбарьер, карантинная площадка, площадки для со­держания животных, ветрозащита, твердое покрытие перед кормушками и поилками, кормушки, источник и система водоснабже­ния, поилки с подогревом, навозохранилище и лагуна для сбора талых вод, кормоприго­товительная (дробилка/плющилка зерна или комбикормовый цех) и кормораздаточная техника/оборудование, хранилище для кор­мов, ветеринарный пункт, раскол и фиксатор с весами для КРС, трап для разгрузки и по­грузки животных, наличие необходимого объема кормов и соблюдение рациона для зернового откорма бычков.

Для ферм с фактическим откормом от 100 голов требования те же, только не обя­зательно наличие карантинной площадки и навозохранилища с лагуной для сбора талых вод. Сельскохозяйственные коопера­тивы вправе претендовать на получение субсидий на откорм бычков по нормативу 20 тысяч тенге за 1 голову при соблюдении следующих требований: наличие идентифи­кационных номеров животных и регистра­ция поголовья (членов кооператива) на от­корме в ИСЖ, живая/убойная масса бычков на момент реализации на убой не менее 360 кг/180 кг, организация и осуществление вете­ринарных, ветеринарно-санитарных меро­приятий и ведение зоотехнического учета, количество членов кооператива не менее двадцати, наличие убойного пункта с хо­лодильной установкой и ветеринарной лабораторией.

Удешевление производства ягнятины

В Новых правилах повышена приоритетность для такого на­правления субсидирования как удешевление стоимости про­изводства ягнятины. Норматив субсидии составляет 1500 тенге за 1 голову. В Старых правилах субсидия выплачивалась по норме 100 или 200 тенге за 1 ки­лограмм баранины (ягнятины) в зависимости от уровня и порого­вых значений по поголовью овец. Теперь критерии по поголовью отменены. Но введено требова­ние по возрасту ягнят на момент реализации – не более двенад­цати месяцев. Также реализация ягнят должна осуществляться на мясоперерабатывающие предприятия, осуществляющие разделку туши в соответствии стандарту. Требование по живой массе реализуемых на убой овец до 45 килограмм исключено в Новых правилах.

Удешевление стоимости комбикормов

Комбикормовым заво­дам теперь будут платить субсидии за реализованные сельскохозяйственным ко­оперативам, занимающимся производством животноводче­ской продукции, комбикорма по норме 20 000 за 1 тонну. Получить данный вид государ­ственной поддержки вправе комбикормовый завод, имею­щий учетный номер и данные лабораторного анализа, под­тверждающие качество комби­кормов. Кроме того, реализация кормов должна осуществляться кооперативам, имеющим не ме­нее 20 членов.

Фактически реализованные сельхозкооперативам комби­корма по удешевленной цене должны соответствовать утверж­денному перечню. До 1 марта текущего года районный отдел сельского хозяйства утверждает перечень сельскохозяйствен­ных кооперативов, подлежащих субсидированию, субсидируе­мых комбикормов и объемы их годовой потребности по видам животных. Утвержденный пере­чень сельскохозяйственных кооперативов публикуется на сайте акимата района. Субсиди­рованию подлежит комбикорм, реализованный по удешевлен­ной цене – не более 40 тенге за килограмм. Комбикормовый завод подает заявку на субси­дирование за реализованный объем комбикормов в случае их реализации кооперативам из утвержденного перечня.

Удешевление производства шерсти

Субсидирование на удешев­ление стоимости реализован­ной на переработку тонкой и полутонкой шерсти разбито на два подвида: за шерсть от 60 качества полагается 150 тенге за 1 килограмм, за шерсть от 50 качества – 100 тенге за 2 кг. Ка­чество шерсти подтверждается справкой, выданной лаборато­рией по оценке качества шер­сти. В Старых правилах субсидия полагалась за килограмм тонкой шерсти – 130 тенге с качеством не ниже 60-64.

В требования для сельхозпро­изводителей, претендующих на субсидии ввели наличие помещения для сортировки и заготовки шерсти. Но в Но­вых правилах нет требования по наличию поголовья овец (в Старых правилах – не менее 300 голов), по настригу шерсти в физическом весе по итогам предыдущего года не менее 3,2 кг с 1 головы. Также отменены организация и осуществление ветеринарных, ветеринарно- санитарных мероприятий, ве­дение зоотехнического учета и наличие идентификационных номеров животных и регистра­ция поголовья в ИСЖ.

Удешевление стоимости других видов продукции

Ставки субсидирования на уде­шевление стоимости пищевого яйца в Новых правилах особо не изменились от 2 до 3 тенге за 1 штуку. Но увеличились коли­чество уровней и пороговые значения по годовому объ­ему производства яиц. Ранее было три уровня с объемами производства от 20 до 100 млн яиц в год, теперь стало пять уровней от 20 до 200 млн яиц в год. Ввели новое направление субсидирования – удешевле­ние стоимости производства перепелиных яиц. По како­му нормативу субсидировать перепелиные яйца – выбирает и утверждает каждый регион самостоятельно. Требование для получения субсидии – производ­ство от 1000 штук перепелиных яиц в год, наличие помещения с клеточным оборудованием для содержания птиц и организация, и осуществление ветеринарных мероприятий.

Снижены пороговые значе­ния и увеличено количество уровней в субсидировании на удешевление стоимости производства свинины. Ранее, в Старых правилах, был один норматив субсидии за произ­водство свинины в 98 тенге за 1 килограмм мяса для ферм с фактическим откормом – не менее 3000 голов. Сейчас будут субсидироваться фермы с факти­ческим поголовьем на откорме от 3000/2000/1000/500 голов сви­ней по нормативу 100/85/70/55 тенге за 1 кг свинины.

Норматив субсидирования на удешевление стоимости производства конины и вер­блюжатины в Новых прави­лах избирает и утверждает областной акимат. Требования для сельхозпроизводителей, претендующих на получение субсидий за производство мяса, остались прежними (поголовье не менее 75 голов, живая масса животных не менее 350 кг и прочие). В Старых правилах нор­матив на производство конины утверждался Минсельхозом и составлял – 92 тенге/килограмм, на производство верблюжатины – 90 тенге за 1 кг.

Согласно Новым правилам субсидии на прочие виды молока теперь звучат как уде­шевление стоимости произ­водства и переработки кобы­льего, верблюжьего и козьего молока. Ранее субсидировалось производство кумыса и шубата, о молоке, в том числе о козьем молоке речи не велось. Теперь субсидии будут выдавать ферме­рам за 1 килограмм молока, ре­ализованного на молокоперера­батывающее предприятие, либо, переработанное в собственном цеху. Критерии и требования по данному направлению субсиди­рования особо не изменились. Лишь заменено требование по поголовью кобыл/верблю­доматок (не менее 35/30 голов маточного поголовья в т. ч. 20/15 голов дойных) на требование по годовому объему производства молока. Годовой объем произ­водства кобыльего/верблюжье­го/козьего молока на 1 голову дойной кобылы/верблюдицы/ козы определяется по нормати­ву 750/1500/800 килограмм.

Нормативы субсидий теперь избирают и утверждают област­ные власти. В Старых правилах норматив на производство ку­мыса утверждался Минсельхо­зом и составлял – 60 тенге/кг, на производство шубата – 55 тенге за 1 кг.

Как фермеру получить дешёвые субсидии от государства

АО «Казагромаркетинг» в рамках республиканской бюджетной программы «Возмещение ставок вознаграждения по кредитам и лизингу, выдаваемым на поддержку сельского хозяйства», во вторник, 24 июня, сообщило о начале приема заявок и документов от финансовых институтов для субсидирования ставок вознаграждения по договорам кредита/лизинга субъектов агропромышленного комплекса

Субсидированию подлежат ставки вознаграждения:

— по кредитам на пополнение оборотных, приобретение основных средств и строительство;

— по лизингу технологического оборудования и сельскохозяйственной техники.

Субсидии предоставляются в рамках Программы по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013-2020 годы «Агробизнес-2020».

Условия предоставления субсидий, требования к предоставляемым документам, порядок приема заявок и принятия решений утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 апреля 2014 года №420 «Об утверждении Правил субсидирования ставок вознаграждения по кредитам, а также лизингу технологического оборудования и сельскохозяйственной техники».

Оператором определено акционерное общество «Казагромаркетинг», привлекаемое как специализированная организация в сфере агропромышленного комплекса для оказания услуг в рамках программы.

В целях максимального информирования общественности о возможностях программы специалисты АО «Казагромаркетинг» подготовили ответы на ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ФЕРМЕРАМИ ВОПРОСЫ по теме субсидирование ставок вознаграждения по договорам кредита/лизинга субъектов агропромышленного комплекса с ПРИЛОЖЕНИЕМ ПРИМЕРНОГО РАСЧЕТА ОБЪЕМА СУБСИДИЙ, на которые может рассчитывать сельхозтоваропроизводитель.

— Кто может получить субсидии?

Физическое, юридическое лицо независимо от формы собственности, включая крестьянское/фермерское хозяйство, занимающееся производством и/или переработкой сельскохозяйственной продукции, а также физическое или юридическое лицо, оказывающее услуги по заготовке, хранению, транспортировке и реализации сельскохозяйственной продукции.

— Куда нужно обратиться, чтобы подать заявку для получения субсидий?

— Все заемщики, желающие участвовать в программе, должны обращаться в банки второго уровня и лизинговые компании, в которых получали кредиты.

Какие документы необходимы для участия в программе субсидирования?

— Заявка по форме; копия кредитного договора с графиками погашения основного долга и вознаграждения; документы, подтверждающие целевое использование займа; выписка из ссудного счета о получении кредита или документ, подтверждающий перечисление кредита/передачу предмета лизинга.

— Какие займы подлежат субсидированию по данной программе?

— К субсидированию допускаются кредиты и лизинг, номинальная ставка вознаграждения по которым составляет не более 14% годовых в тенге и не более 10% годовых в иностранной валюте.

Это могут быть договора по лизингу сельскохозяйственной техники и технологического оборудования, а также кредитные договора на пополнение оборотных средств, на приобретение основных средств и строительство.

В первую очередь рассматриваются заявки по субсидированию кредитов, взятых для развития бизнеса в сфере мясного и молочного скотоводства, овцеводства, садоводства и переработки сельскохозяйственной продукции, а также заявки по субсидированию лизинга на приобретение оборудования и техники для этих сфер. Данные направления сельхозпроизводства являются приоритетными, поэтому заявки по ним рассматриваются в первостепенном порядке. В целом же, удешевляются кредиты, взятые для всех направлений аграрного производства.

Какие договоры не подлежат субсидированию?

— Субсидированию не подлежат кредитные договора, по которым осуществляется поддержка в виде субсидирования по другим государственным или бюджетным программам, а также договора, профинансированные за счет средств республиканского бюджета и Национального фонда Республики Казахстан.

Допускается ли совмещение субсидирования с другими программами?

— Субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/лизингу допускается совмещать с государственными программами поддержки по гарантированию и страхованию займов, субсидированию на удешевление стоимости при приобретении основных средств (в том числе биологических активов), возмещению части расходов, понесенных при инвестиционных вложениях, направленных на создание новых, или расширение действующих производственных мощностей.

— Насколько могут быть удешевлены займы?

По кредитам на пополнение оборотных и приобретение основных средств, строительство, а также по лизингу на покупку технологического оборудования и сельскохозяйственной техники ставки вознаграждения снижаются на 7% годовых, если кредит в тенге, и на 5% годовых, если кредит взят в иностранной валюте.

По лизингу и кредитам на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования для отрасли животноводства и кормопроизводства ставки вознаграждения снижаются на 10% годовых, если кредит в тенге, и на 7% годовых, если кредит получен в иностранной валюте.

Какие именно виды техники и оборудования для животноводства и кормопроизводства подлежат удешевлению?

— Это 26 наименований техники и оборудования: кормоуборочные комбайны, кормоуборочные машины; грабли, ворошилки, волокуши, валкоукладчики, валкообразователь; самоходные и прицепные жатки; стогометатели, комбинированные универсальные навески со сменными рабочими органами; кормосмесители, кормораздатчики, дробилки, смесители и измельчители; загрузчики и тележки для транспортировки тюков и рулонов, резчик рулонов и обмотчик рулонов; доильные установки; стойловое оборудование и системы навозоудаления для животноводческих ферм; автопоилки, индивидуальные поилки и водовозы; комбикормовые установки и минизаводы; охладители молока и танки-охладители; анализаторы молока; установки для приемки молока; пастеризаторы; сепараторы самовыгружающие; деаэраторы; установки автоматических стандартизаций жирности; специальные транспортные средства для перевозки скота; молоковозы; станки-фиксаторы для зооветеринарных обработок; мехлопаты; пресс-подборщик, подборщики, копнители; бороны с аппликаторами для посева трав; косилки (самоходные, навесные, роторные, дисковые, прицепные, полунавесные, плющилки, косилка-измельчитель); оборудование для выпаса и содержания сельскохозяйственных животных, а также передовые технологии, используемые в животноводстве (электроизгороди, альтернативные источники электроэнергии, ветронасосы для подъема воды, системы радиосвязи и видеонаблюдения, навигационные системы GPS).

— На какой период начисляются субсидии?

Субсидирование ставок вознаграждения по кредитным договорам осуществляется на весь срок действия договоров, начиная с 1 января 2014 года либо с момента выдачи кредита или передачи предмета лизинга.

По кредитным договорам, по которым в 2013 году осуществлялось субсидирование в рамках бюджетной программы 214 «Развитие растениеводства и обеспечение продовольственной безопасности», субсидирование начинается с 1 января 2014 года на оставшийся срок действия договоров.

По кредитным договорам, по которым в 2013 году осуществлялось субсидирование в рамках бюджетной программы 213 «Развитие перерабатывающих производств», субсидирование начинается с даты следующего платежа после распределения субсидий 2013 года на оставшийся срок действия договоров.

— Приведите примерный расчет объема субсидий.

— Например, 29 апреля 2014 года вы взяли кредит на 7 лет на приобретение трактора «Белорус 82.1» стоимостью 3 000 000 тенге. Процентная ставка вознаграждения по кредиту — 12% годовых. Ваш первоначальный взнос составил 10% от стоимости трактора, что равно 300 000 тенге.

Так, к 29 апреля 2021 года (к концу окончания срока кредитования) вы должны заплатить финансовому институту 4 380 600 тенге, из которых 3 000 000 тенге сумма кредита (основной долг), 1 380 600 тенге — сумма вознаграждения за пользование кредитом (12% годовых). Насколько вы помните, согласно условиям программы субсидируется именно ставка вознаграждения, выплачиваемая вами финансовому институту. В вашем случае государство возьмет на себя 7% из 12% годовых, которые вы должны выплатить банку, это — 805 350 тенге. Оставшуюся часть из 12% годовых, то есть 5%, оплачиваете вы сами, это — 575 250 тенге. Таким образом, с учетом субсидий вы выплатите финансовому институту вместо 4 380 600 тенге 3 575 250 тенге.

— Существует ли горячая линия по разъяснению условий субсидирования?

— Да, для максимального информирования всех сельхозтоваропроизводителей о возможности удешевления кредитов на базе АО «Казагромаркетинг» действует сall-центр, позвонив в который любой желающий может получить разъяснения об условиях программы. Номер горячей линии: 8 800 080 70 80. Необходимо отметить, что звонки со стационарных телефонов из всех регионов Казахстана и номеров всех мобильных операторов являются бесплатными.

Миссия АО «Казагромаркетинг» (дочерняя компания АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро») заключается в реализации государственной политики по формированию рыночной инфраструктуры продвижения сельскохозяйственных товаров и услуг, обеспечивающей широкий доступ субъектам АПК к информационным ресурсам и консультационным услугам на основе развитой региональной сети сельских информационно-консультационных центров и современных информационных технологий.

Пресс-служба АО «Казагромаркетинг». Мансия Сакенова, 8 701 977 61 00, [email protected] Тел: 8(7172) 580-177, вн. 154, http://www.kam.kz.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит