Последствия предоставления налоговых льгот

Содержание
  1. Последствия предоставления налоговых льгот
  2. Обзор мировой практики предоставления налоговых льгот
  3. Совершенствование порядка отбора и предоставления налоговых льгот в целях развития инвестиции в регионах
  4. Зарубежный опыт применения налоговых льгот как инструмента налоговой политики государства Текст научной статьи по специальности « Экономика и экономические науки»
  5. Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Герасимова А.Е.
  6. Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Герасимова А.Е.,
  7. Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт применения налоговых льгот как инструмента налоговой политики государства»
  8. Государства, которые предоставляют налоговые льготы российским компаниям

Последствия предоставления налоговых льгот

Работа сделанна в 2002 году

Последствия предоставления налоговых льгот — Реферат, раздел Право, — 2002 год — Налоговая политика Последствия Предоставления Налоговых Льгот. Одной Из Составляющих Частей Сист.

Последствия предоставления налоговых льгот. Одной из составляющих частей системы налогообложения в государстве является предоставление льгот по отдельным видам налогов, сборов. По своей экономической сути такие льготы это система внутреннего перераспределения финансовых ресурсов между отдельными субъектами налогообложения.

С экономической точки зрения предоставление льгот является формой государственного регулирования экономического и социального развития. Льготы по налогообложению явление объективное, обусловленное самим ходом экономического развития. В экономической жизни государства нередко возникают случаи, когда для поддержки отдельных производств более целесообразно снизить размер налогов, нежели покрывать убытки и осуществлять выплаты из бюджета на социальные цели. Можно утверждать, что выплаты по безработице, а также дотации убыточным предприятием могут быть значительно больше, нежели потери бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот.

К позитивным сторонам льготного налогообложения необходимо отнести ещ и то, что хозяйственные структуры, получив льготы, могут усиливать сво финансовое состояние, обновлять производство, повышать конкурентно способность своей продукции. Негативной стороной льготного налогообложения является нарушение принципа нейтральности налогообложения и его справедливости.

Предоставление значительных льгот отдельным группам плательщиков обуславливает невозможность снижения налогового бремени в целом. Кроме этого, предоставление льгот способствует расширению теневого сектора экономики, т.к. порождает желание плательщиков налогов, которые не имеют льгот, избежать налогообложения. В целом же, предоставление льгот является нарушением рыночного механизма распределения ресурсов.

Льготы по налогообложению можно разделить на три группы — льготы социальные, т.е. льготы, которые предоставляются отдельным юридическим и физическим лицам, которые не могут конкурировать при производстве той или иной продукции в рыночной среде — льготы отдельным предприятиям, которые находятся в худших экономических условиях по сравнению с основным количеством производителей. К ним относятся виды производств, которые имеют важное значение для экономики государства, однако находятся в неблагоприятных экономических условиях, что не дат им возможности равноправно конкурировать как на внутреннем, так и на внешнем рынках. предприятия горнодобывающей промышленности, военно-промышленного комплекса льготы предприятиям, которые временно находятся в неблагоприятных экономических условиях, в тяжлом финансовом состоянии, которое возникло не по их вине стихийное бедствие, устаревшие технологии. Увеличивающиеся объмы льгот, которые получали плательщики налогов, существенно уменьшают поступления в бюджет.

Рис.4. Предоставление налоговых льгот.

В 1999г. льготы по налогообложению получили почти 122,7 тыс. плательщиков налогов, что составляет 16,6 от их количества. Общая сумма предоставленных льгот составляла 39,7млрд.грн в том числе платежи в госбюджет 35,7млрд.грн в местный бюджет 4,0млрд.грн. Прямые потери бюджета с учтом обновления НДС и акцизного сбора составляли 19,6 млрд.грн или 59,6 поступлений в сводный бюджет. Объмы предоставленных льгот ежегодно растут см. рис.4. В частности, в 1999г. таких льгот было предоставлено в 1,4 р. больше, чем в 1997г. 14,6 млрд.грн Общая сумма предоставленных в 1999г. льгот по налогообложению превысила поступления в бюджет в 1,2 раза. Наиболее весомыми в абсолютных суммах были льготы, предоставленные плательщикам НДС, которые составили 85 от общего объма льгот, или 33,7 млрд.грн из которых 14,2 млрд.грн. являлись прямыми потерями бюджета.

Сумма льгот на налог на прибыль предприятий в 1999г. составила 3,6 млрд.грн при 6,4 млрд.грн. фактических поступлений налога в сводный бюджет.

Общая сумма льгот, предоставленных юридическим лицам по акцизному сбору, за 1999г. составляла 1,1 млрд.грн при фактических поступлениях сбора в сумме 1,8 млрд.грн. Прямые потери бюджета от предоставления льгот по акцизному сбору составляли 521,9 млн.грн или 46,5 от общей суммы льгот. Анализ использования налоговых льгот в 1999г. свидетельствует о несовершенстве существующей системы их предоставления.

Платжеспособные плательщики используют действенную систему предоставления налоговых льгот для законного избежания налогообложения по отдельным видам налогов. Изложенное выше дат основания сделать определнные выводы и внести предложения 1. На сегодня налоговая система Украины слишком деформирована предоставлением услуг, а также отсрочек, налоговых кредитов и др что не содействует достижению финансовой стабильности в государстве, равномерному распределению налогового бремени на плательщиков налогов, приводит в необоснованному перераспределению финансовых ресурсов между отдельными субъектами хозяйственной деятельности. 2. Основным недостатком действующей практики предоставления льгот является отсутствие экспертных оценок о масштабах перераспределения финансовых ресурсов и то, что большинство льгот предоставляются в виде полного и бессрочного освобождения налогообложения, а это уменьшает стимулирующую функцию льгот 3. С целью упорядочения предоставления льгот по отдельным видам платежам прежде всего необходимо ликвидировать льготы, которые не имеют достаточного экономического обоснования, особенно по прямым налогам и прежде всего, налога на прибыль, налога на землю и подоходного налога с граждан 4. Предоставление льгот должно осуществляться только на основании принятых законов 5. Целесообразно осуществлять предоставление льгот только в форме налоговых скидок по действующим ставкам налогообложения.

Большинство льгот должны быть ограничены во времени. 6. Предоставление льгот должно проходить жсткую экспертизу независимых экспертов и только после их заключения решение о предоставлении льгот должно выноситься на рассмотрение ВГУ. Отдельные, наиболее весомые льготы, могут предоставляться на основе референдума.

Обзор мировой практики предоставления налоговых льгот

Дата10.05.2016
Размер166.4 Kb.
Обзор мировой практики

предоставления налоговых льгот

по налогу на добавленную стоимость

в инновационной деятельности
В развитых странах налоги выполняют не только фискальную функцию – обеспечение бюджета государства доходами, — но и фигурируют и как средство воздействия на накопление капитала и совокупный спрос, и как инструмент формирования и усиления стимулов хозяйственной деятельности с целью содействия экономическому росту.

К числу главных методов налогового регулирования относят:

  • понижение или повышение общего уровня налогообложения, выражающееся в изменении ставок налогов и других условий их взимания;
  • систему ускоренной амортизации капитала предприятий, предоставляющую компаниям возможность переводить часть прибыли в необлагаемые налогом амортизационные издержки;
  • налоговые скидки на инвестиции и другие цели («налоговый кредит»);
  • специальные налоговые льготы, поощряющие деловую активность в отдельных сферах, отраслях, регионах.

Начиная с 80-х годов в США, Великобритании, ФРГ, Японии и других развитых странах осуществлялись налоговые реформы, стабилизировавшие или несколько сократившие уровень налогообложения компаний и физических лиц. Правительства рассчитывали компенсировать понижение ставок расширением налоговой базы, которое должно было стать следствием экономического подъема. Например, в США были сокращены федеральные налоги,- как индивидуальные подоходные, так и на бизнес. Осязаемо понизилась прогрессивность налоговой шкалы подоходного налога, были снижены базисные ставки налога с прибыли корпораций. С целью стимулирования экономического роста были предоставлены налоговые льготы для инвестиций с корпораций, особенно для инвестиций в НИОКР. Налоговые реформы проводились также в развивающихся странах, в том числе в ряде стран Латинской Америки (в Мексике, Аргентине и др.). В последних, как, правило, использовались схожие принципы изменения налоговых систем: расширение базы налогообложения, сокращение числа налогов, пересмотр применяемых ставок, ликвидация большинства налоговых льгот.

Согласно проведенным в 2004 г. исследованиям в рамках сотрудничества ЕС-Россия специалистами Проекта «Налоговая реформа II» приводятся сведения о том, что в принципе научно-исследовательские и опытно – конструкторские работы в странах ЕС облагаются НДС.

Вместе с тем, в отдельных странах (характерно для стран в условиях переходной экономики, в том числе и для России), применяющих НДС, имеются отличия от общепринятой мировой практики, которые применяют нестандартные освобождения, в том числе и по этому виду деятельности.

Например, Китай освобождает от налогообложения импортные материалы, используемые в научных исследованиях, научных опытах и для целей образования; в Монголии освобождаются иностранные гранты (источник: IMF staff compellation).

В странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) (особенно в Венгрии, Польше и Чехии) в качестве стратегической принята цель формирования современной цивилизованной рыночной системы налогообложения по типу ныне действующей системы в странах ЕС и, в первую очередь, по историческим традициям в таких странах, как Германия и Австрия. На первых порах налоговая система стран ЦВЕ содержала многие элементы, отражающие национальную специфику переходных условий таких как – высокий уровень налогового бремени в целом и по отдельным видам налогов, большие объемы и широкая дифференциация налоговых льгот и другие элементы. К настоящему моменту организация НДС и акцизов в Чехии, в основном, отвечает стандартам и требованиям, принятым в странах ЕС. Сохраняются и совершенствуются по формам лишь немногие типовые для рыночных условий льготы и освобождения, такие, например, как установление необлагаемых минимумов оснований налогов, возможность вычета из базы налога расходов на ускоренную амортизацию, вычета и потерь и убытков прошлых лет, некоторые льготы социального характера (для плательщиков с ограниченной платежеспособностью).

Налоговое законодательство отдельных стран бывшего Советского Союза предусматривает налоговые льготы в целях поддержки государством научных и инновационных программ путем проведения благоприятной финансовой, налоговой и таможенной политики. Так, в Молдове с 2006 г. действует особый налоговый режим — обложение НДС по нулевой ставке научно-исследовательских работ, освобождение от таможенных пошлин оборудования, инструментов и расходных материалов, завозимых для фундаментальных исследований, при условии, что соискатели на проведение НИОКР могут воспользоваться льготами только после прохождения аккредитации.

В рамках дипломной работы в данном разделе рассмотрены вопросы предоставления освобождений от уплаты НДС по отдельным категориям товаров, работ и услуг в некоторых зарубежных странах.

Как правило, группы товаров (работ, услуг) не облагаются НДС в том случае, если с административной точки зрения корректно определить налоговые обязательства невозможно, либо административные издержки при этом превышают предполагаемую выгоду, а также если данные блага имеют общественное значение и/или их поставкой занимается государственные организации либо учреждения. В соответствии с этим правилом, от обложения НДС во многих странах освобождены финансовые и страховые услуги, а также услуги, оказываемые квази-публичными организациями: образование, здравоохранение, почтовые услуги и услуги в области связи. Часто в состав исключений их налогооблагаемой базы входят услуги в области культуры и искусства, а также лотерей и игорного бизнеса.

Иногда называют несколько групп товаров, работ и услуг, которые составляют так называемые «стандартные освобождения от уплаты НДС». В эти группы входят: почтовые услуги, медицинская помощь, стоматологическая помощь, благотворительные работы, образовательные услуги, некоммерческая деятельность некоммерческих организаций, услуги в области культуры и искусства, операции страхования и перестрахования, сдача в аренду недвижимого имущества, финансовые услуги, лотереи и игорный бизнес, операции по продаже земли и зданий. Если рассматривать последствия освобождения реализации некоторых видов товаров, работ и услуг, то следует обратить внимание на широко распространенную точку зрения о снижении налогового бремени с помощью введения освобождения.

Такое утверждение правомерно только в случае, если покупателем является конечный потребитель либо продавец, реализующий освобожденные товары и услуги, закупает только необлагаемые товары. При наличии входящих налогооблагаемых потоков освобождение от уплаты НДС приводит к увеличению налогового бремени на организацию вследствие невозможности отнести на уменьшение общих налоговых обязательств суммы уплаченного НДС.

Налоговые льготы в странах ЕС предусмотрены в виде и освобождения с правом вычета «входного» НДС (в том числе в отношении деятельности с применением налоговой ставки 0 процентов), а также освобождения без права вычета.

Освобождения от НДС на территории страны ЕС подразделяются на:

  • освобождение от НДС некоторых видов деятельности в интересах государства;
  • прочие освобождения;
  • варианты освобождений.

В таблице 1. приведены освобождения (общественный интерес).

В таблице 2. приведены освобождения, которые относятся к специфическим секторам, таким как страхование, предоставление кредита, операциям с валютой и биржевым операциям.

В таблице 3. приведены определенные виды деятельности, по которым государствам членам ЕС предоставлено право выбора освобождения или налогообложения НДС либо применения пониженной ставки НДС.

Таблица 1. Освобождения от уплаты НДС

Страны ЕСРоссийская Федерация

Почтовые услуги — не телекоммуникацияНе облагаются
Больничные и медицинские услуги, регулируемые публичным правомНе облагаются
Врачебные услуги в практике медицинских профессийНе облагаются
Поставка человеческих органов, крови и молокаНе облагается
Услуги дантистаОблагаются
Поставка товаров и услуг, связанных с благосостоянием и социальным страхованиемНе облагается
Защита детей и молодежиНе облагается
Образование, школы и университетыНе облагаются
Частное репетиторствоНе облагается
Религиозные услугиНе облагаются
Политическая, профсоюзная, религиозная и т.д. деятельностьНе облагается
Спортивная деятельностьНе облагается
Услуги в сфере культурыНе облагаются
Транспортные услуги для больных и пострадавших лицНе облагаются
Деятельность общественного радио и телевиденияНе облагается

Таблица 2. Освобождения от уплаты НДС

в специфических секторах

Страны ЕСРоссийская Федерация

(ст. 149 либо другая статья гл. 21 НК РФ

Страхование и вторичное страхование сделокПодпункт 7 п. 3 ст. 149
Лизинг или сдача в аренду недвижимого имущества, включая:

— парковка транспортных средств

— прокат сейфов

Ст. 38 и 39, 145, 146
Подпункт 3 п. 3 ст. 149 НК РФ
Финансовая деятельность, включая:

— выдача и урегулирование кредита;

— урегулирование и любые вопросы по кредитным гарантиям;

— депозит и текущие счета, платежи, переводы, задолженность, чеки;

— валюта, банкноты и монеты

Подпункт 3 п. 3 ст. 149 НК РФ

Сделки, включая урегулирование:

— акций, доли в компании;

— управление специальными инвестиционными фондами

Подпункт 12 п. 2 ст. 149 НК РФ
Почтовые маркиПодпункт 9 п. 2 ст. 149 НК РФ
Заключение пари, лотереи, другие формы азартных игрПодпункты 8 и 8.1 п. 3 ст. 149 НК РФ

Таблица 3. Освобождения от уплаты НДС по странам

Государства-члены ЕСМедоборудование

инвалидов

Пассажир-ский

транспорт

Входная

услуги (кино, театры)

ТВ лицензияПисатели, композиторы
БельгияОсвобожд.Освобожд.

Освобожд.
ДанияОсвобожд.7
Франция
ИрландияОсвобожд.Освобожд.13,5Освобожд.
ИталияОсвобожд.Освобожд.
ЛюксембургОсвобожд.Освобожд.
ГолландияОсвобожд.Освобожд.Освобожд.
АвстрияОсвобожд.10
ПортугалияОсвобожд.5
ФинляндияОсвобожд.Освобожд.
ИспанияОсвобожд.Освобожд.Освобожд.
КанадаУслуги здравоохраненияУслуги платных паромных, дорожных и мостовых переправ
РоссияОсвобожд.Освобожд.Освобожд.Освобожд. (национа-

Освобожд.

Подход Шестой Директивы к вопросу об освобождениях, был описан профессором Бен Тера, как «гибкий», например, освобождаются:

  • услуги государственной почтовой службы. В большинстве стран – участниц ЕС частные компании обеспечивают почтовые услуги наравне с государственными почтовыми отделениями, услуги которых облагаются НДС и их услуги в основном предоставляются налогоплательщикам, зарегистрированным в целях НДС;
  • медицинский сектор (как частный, так и государственный, в том случае, если регламентируется нормами публичного права). Например, в Дании все медицинское обеспечение регулируется нормами публичного права и предоставляется либо управополномоченным частным врачам, дантистам и т.д., либо принадлежащим государству учреждениям (госпитали, больницы);
  • деятельность по поставке персонала, оказываемой религиозными или философскими учреждениями с целью заботы о духовном благополучии;
  • деятельность политических партий, профсоюзов и подобных им организаций при оказании ими услуг и поставке товаров для своих членов;
  • все виды некоммерческой спортивной деятельности спортсмена-любителя. Проблема в применении данной статьи заключается в разграничении профессионалов и любителей;
  • сектор культуры (библиотеки, музеи, зоопарки и т.д.), кроме кинотеатров, театров, концертной деятельности и т.д.;
  • государственное радиовещание и телевидение. Например, в Дании вся деятельность телевизионных и радиостанций облагается налогом;
  • освобождения, которые относятся к особым областям и обоснованны по причинам общей политики, принятой во всех странах – членах ЕС. Сюда относится деятельность по страхованию, кредитованию, валютным операциям и операциям на фондовой бирже.

Существовали и такие мнения, которые комментируя предложенный вариант, предлагали систему налогообложения страхования и финансовых услуг.

Между тем, если приемлемая и практическая система налогообложения в сфере страхования и финансовых услуг будет разработана, то ее введение будет осуществлено в мировом масштабе, чтобы избежать перекосов в системе конкуренции. Такая система смогла бы решить проблему «скрытых налогов» для плательщиков НДС, которые имели бы право на вычет налога на потребляемый фактор в отношении налогов, указанных в счетах-фактурах, выставленных финансовым сектором, и к тому же позволят финансовому сектору получить вычет налога на потребляемый фактор в отношении их покупок. Вместе с тем, увеличение стоимости сборов и комиссии на налог затронет доходы населения – клиентов финансового сектора. Политическая сторона вопроса заключается в том, будет ли приемлемым то, что налоги на физических лиц увеличатся при сокращении налогов на коммерческую деятельность.

Страны — члены ЕС могут предоставлять налогоплательщикам право выбора при налогообложении, например, при сдаче в наем и лизинг недвижимого имущества.

На медицинские товары и услуги государства – члены ЕС могут применять льготную ставку. Для организаций, деятельность которых регулируется публичным правом или при социальных условиях, сопоставимыми с условиями, применяемыми к организациям, регулируемым публичным правом, освобождение носит прямой характер. Например, в Дании налоговые органы принимают решение об освобождении на основе распоряжений, принятых органами здравоохранения.

Особое место в странах ЕС занимают вопросы возмещения, налогообложения или освобождения, применения льготной или обычной ставки, которые зависят от признания сделки как услуги.

Услуги представляют собой результат разнородной деятельности, осуществляемой производителями по заказу потребителей и обычно ведущей к изменению состояния потребителей этих услуг. Изменения могут касаться физического состояния и уровня духовного развития потребителя, состояния принадлежащего ему имущества, а также экономических условий развития осуществляемого им бизнеса. Отличием услуг от товаров является их неосязаемость, невозможность хранения и транспортировки, одновременность производства и потребления, высокая степень индивидуализации и нестандартности потребительского спроса.

Для целей налогообложения в Российской Федерации услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ). Реализацией услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, оказание услуг лицом другому лицу – на безвозмездной основе.

В целях смягчения социального неравенства по мере совершенствования и повышения гибкости налоговой системы, государственные органы чаще предоставляют налоговые льготы по услугам, предоставляемым непосредственно населению.

Рассматривая вопрос эффективности тех или иных льгот, необходимо иметь в виду, что налоги, особенно косвенные, являясь регулятором спроса, влияют, в первую очередь, на решения потребителей. Производители воспринимают регулирующее воздействие через колебания спроса. В условиях высокомонополизированного рынка налоги в полной мере, через механизм ценообразования, перекладываются на конечного потребителя. Таким образом, часть существующих налоговых льгот направлена на снижение потребительских цен на услуги, предоставляемые непосредственно населению (гражданам своей страны), т.е. по сути, являются социальными мерами по поддержанию жизненно-важных потребностей существования.

Для государства большинство льгот, носящих социальный характер – прямая потеря бюджета от недополучения суммы налога. Ряд льгот, предоставленных налогоплательщикам, оплата товаров, работ услуг осуществляется из бюджета.

Например, в Бельгии деятельность, которая подлежит освобождению от налогообложения НДС, можно разделить на две группы:

1-ая группа — деятельность, освобождаемая от налогообложения, с правом вычета НДС с товаров и услуг, им поставляемых и предоставляемых. В основном, это относится к экспорту, импорту, приобретению и доставке товаров внутри ЕС.

Другими видами услуг, которые обычно выводятся зарубежными странами из системы НДС, являются банковские и финансовые услуги. Отдельно следует остановиться на взимании НДС с финансовых услуг. Сложность налогообложения этого вида услуг заключается в том, что стоимостью оказания услуги является взимаемый либо начисляемый платеж, т.е. страховая премия или процентные платежи. В таком случае НДС должен начисляться на величину этого платежа. Однако ни одна страна не взимает НДС таким образом, т.к. во-первых, это будет стимулировать появление теневого рынка финансовых услуг, а во-вторых, добавленную стоимость при таком порядке следует исчислять как разницу между доходами от кредитования и платежами по принимаемым депозитам. Такой расчет представляется невозможным применительно к каждой финансовой операции, так как чаще всего прием конкретного депозита и выдача кредита формально никак не связаны между собой.

Вследствие этого, все страны ОЭСР освобождают от уплаты НДС все «первичные» финансовые услуги, которые включают в себя операции на денежном, фондовом, финансовом рынке, кредитные операции и ведение банковских счетов. Некоторые страны (такие, как Финляндия и Норвегия) предоставляют льготу также и по «вторичным» финансовым услугам, которые охватывают консалтинг, факторинг, депозитарную деятельность на рынке ценных бумаг. В то же время, освобождение финансовых услуг от налогообложения (в отличие от применения нулевой ставки) означает, что в их стоимость входят суммы налога, уплаченные финансовым учреждением при осуществлении своей деятельности, которые не могут быть востребованы к возмещению покупателем услуг. В целях разрешения данной проблемы налоговое законодательство Германии предусматривает возможность выбора между режимами налогообложения финансовых услуг, оказываемых юридическим лицам, и освобождения таковых от уплаты НДС.

Другим способом налогообложения финансовых операций является начисление налога на валовую разницу между полученными доходами и процентными расходами финансово-кредитной организации в данный налоговый период. Такой способ рассматривался в Канаде, однако спустя некоторое время, от взимания НДС с финансовых услуг отказались. Вообще, несколько стран, в том числе Новая Зеландия, рассматривали возможность налогообложения финансовых услуг, однако отвергли эту идею вследствие серьезных затруднений по некоторым вопросам налогообложения. В том числе, не было ясно, каким образом должно происходить налогообложение процента.

Совершенствование порядка отбора и предоставления налоговых льгот в целях развития инвестиции в регионах

Для того чтобы налоговая система в Российской Федерации была более оптимальной государство должно совершенствовать механизм использования налоговых льгот. И этот процесс должен осуществляться постоянно, так как правительство не сможет выработать идеальную налоговую систему, которая не требует внесения новых законов, поправок и уточнений. Поэтому всегда существует ряд проблем в налогообложении, а в частности и в механизме налогового льготирования, которые требуют решения. Каждое государство стремится добиться устойчивого экономического роста, а для этого нужно инвестировать деньги в экономику. Известно, чтобы привлечь инвестиции в реальный сектор экономики государство использует систему налогового льготирования. А любая льгота для хозяйствующих субъектов это возможность минимизировать налогообложение, и риск для государства недополучения доходов, при использовании налоговых льгот теми организациями, которым они не положены. Также существует обратная проблема, в российской налоговой системе существует множество льгот для инвесторов, но несовершенство нормативно-правовых актов, регламентирующих налогообложение, не позволяет им в полной мере использовать существующие налоговые преференции. Решением подобных проблем является совершенствование налогового законодательства.

Основными методами налогового стимулирования инвестиционной активности, которые применяются в России, являются:

  • v инвестиционный налоговый кредит;
  • v амортизация основных фондов, применение ускоренной амортизации, «амортизационной премии» для целей налогообложения прибыли;
  • v отражения расходов на НИОКР в составе прочих расходов, учитываемых при налогообложении прибыли;
  • v снижение ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ;
  • v предоставление субъектам РФ права введения дополнительных льгот по налогу на имущество организаций;
  • v освобождение от уплаты НДС операций по реализации НИОКР;
  • v пониженные тарифы страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд для организаций, занимающихся разработкой программного обеспечения;
  • v льготы, предоставляемые резидентам ОЭЗ;
  • v льготы, предоставляемые участникам региональных инвестиционных проектов.

Инвестиционный налоговый кредит дает возможность значительно снизить нагрузку на предприятие и высвободить дополнительные средства для покупки нового оборудования или создания новых технологий. Но, не смотря на это, количество организаций, использующих инвестиционные налоговые кредиты, крайне мало. Основными причинами низкой эффективности инвестиционного налогового кредита являются:

  • 1. Отсутствие в бюджетах субъектов Федерации соответствующих позиций, предусматривающих предоставление инвестиционного налогового кредита. В результате в условиях ограниченной доходной базы предпочтение отдается другим видам расходов.
  • 2. Сложная процедура получения инвестиционного налогового кредита. Для того чтобы инвестиционный налоговый кредит стал более популярным среди организаций необходимо усовершенствовать механизм получения данной льготы и упростить документооборот.

Применение амортизационной политики как важный инструмент стимулирования инвестиционной активности. Ускоренная амортизация это составляющая амортизационной политики, которая может осуществляться путем применения нелинейного метода амортизации и повышающих коэффициентов. Применение нелинейного метода позволяет организации сократить сумму отчислений налога на прибыль за счет включения в расходы сумм амортизации в повышенном размере. Однако небольшой процент организаций применяет нелинейный метод амортизации, так как это значительно усложняет ведение налогового учета из-за различия нелинейного метода амортизации в налоговом и бухгалтерском учете. Также к ускоренной амортизации относится применения повышающих коэффициентов амортизации. Существует особый перечень категорий налогоплательщиков, которые могут использовать данную льготу. Поэтому применение повышающих коэффициентов, ограниченное этими особыми категориями, не имеет реального инвестиционного эффекта на уровне всей экономики государства. Вторая составляющая — амортизационная премия. Это предусмотренное законодательством единовременное списание на расходы (по налогу на прибыль организаций) части стоимости осуществленных капитальных вложений (в основные средства или в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств) в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств. Статья 258, пункт 9 НК РФ

Так как эффект применения этих инструментов был недостаточным, соответствующие положения в НК усовершенствованы, был принят федеральный закон, в соответствии с которым размер амортизационной премии был увеличен до 30% для основных средств с третьей по седьмую амортизационные группы.

Высокий стимулирующий эффект имеет такая налоговая льгота, как налоговый вычет расходов на НИОКР при исчислении налога на прибыль. С 1 января 2008 года расходы на НИОКР вне зависимости от их результата признаются в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены. Расходы на НИОКР включаются в состав прочих расходов в объеме фактических затрат с коэффициентом 1,5. Однако перечень направлений НИОКР был утвержден Правительством только в 2009 году. Этот временный разрыв целый год исключал возможность использования данной льготы.

Мировая практика налогообложения выявила такой действенный инструмент стимулирования инвестиционной деятельности как понижение ставки налога на прибыль. В субъектах Российской Федерации данная льгота имеет выборочный характер. Некоторые регионы отказываются от понижения ставки налога на прибыль организаций, объясняя это несовершенством системы межбюджетных отношений. Ведь предоставление возможности налогоплательщикам понижать ставки налога на прибыль ведет к недополучению доходов в региональные бюджеты. И так как эти суммы не утверждаются в бюджете, они не компенсируются региону. Эти потери региональных бюджетов являются причиной отказа от использования такой налоговой льготы в «бедных» субъектах. Некоторые регионы, чтобы не отказываться от применения понижение ставки налога на прибыль вообще, предоставляют льготы тем компаниям, деятельность которых играет ключевую роль в развитии региональной экономики.

Современное высокотехнологичное оборудование является одним из важнейших факторов успеха инновационной деятельности, и, как правило, это дорогостоящее оборудование. И чтобы стимулировать организации к переходу на более современные технологии многие регионы используют свое право понижения налоговой ставки по налогу на имущество по сравнению с предельной величиной ставки налога, установленной НК РФ.

Налог на добавленную стоимость содержит налоговые льготы для стимулирования инноваций. От обложения НДС освобождается:

  • v реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау);
  • v права на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;
  • v выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новой продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий.

Эффект от предоставления данной льготы состоит в том, что она способствует снижению стоимости объектов интеллектуальной собственности и как следствие ускорению процесса их внедрения в производство. Однако на практике льгота оказалась непродуктивной, так как в НК РФ отсутствует перечень документов, которые подтверждают право на освобождение. Это приводит к возникновению спорных ситуаций между налогоплательщиком и налоговым органом. Это является причиной, по которой многие налогоплательщики отказываются от использования права понижения налоговой ставки, чтобы не компенсировать риски при его использовании.

Эффективные налоговые методы применяются относительно резидентов особых экономических зон, стимулируя развитие реального сектора экономики и инновационную деятельность. Предусмотрены налоговые льготы для хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории ОЭЗ. К примеру, ставка налога на прибыль организаций сокращается на 4-4,5%; предоставляются налоговые каникулы по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогу, в ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны.

Зарубежный опыт применения налоговых льгот как инструмента налоговой политики государства Текст научной статьи по специальности « Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Герасимова А.Е.

Настоящая статья посвящена анализу зарубежного опыта применения налоговых льгот как одного из эффективных инструментов налоговой политики. Проанализированы мотивы и цели введения налоговых льгот . Дана оценка возможности использования зарубежного опыта в российской практике.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Герасимова А.Е.,

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт применения налоговых льгот как инструмента налоговой политики государства»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2017 ISSN 2410-6070_

Студент магистратуры кафедры «Налоги и налоговое консультирование»

Финансовый университет при Правительстве РФ

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ КАК ИНСТРУМЕНТА НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Настоящая статья посвящена анализу зарубежного опыта применения налоговых льгот как одного из эффективных инструментов налоговой политики. Проанализированы мотивы и цели введения налоговых льгот. Дана оценка возможности использования зарубежного опыта в российской практике.

Зарубежный опыт, налоговые льготы, эффективность, оценка, поиск, адаптация.

Gerasimova Alla Evgenievna

Student of a magistracy «Tax and tax consulting» Financial University under the Government of the Russian Federation

E-mail: alla-yaroshenko93 @yandex.ru

INTERNATIONAL EXPERIENCE OF USING TAX INCENTIVES AS AN INSTRUMENT

OF TAX POLICY OF THE STATE

This article is devoted to analysis of foreign experience of application of tax benefits as one of the effective instruments of tax policy. The motives and goals of tax relief are analyzed. Evaluate the possibility of using foreign experience in Russian practice.

International experience, tax incentives, effectiveness, assessment, search, adaptation.

Актуальность анализа зарубежного опыта применения налоговых льгот как одного из эффективных инструментов налоговой политики обусловлена важной ролью, которую налоговые стимулы играют в системе государственной финансовой поддержки экономических агентов. Развитие российской налоговой системы должно быть основано в том числе на изучении зарубежного опыта [4, с. 2]. Изучение опыта разных стран предоставляет возможность выработать направления совершенствования налоговой политики в части предоставления налоговых льгот. В связи с вышеизложенным, актуальным представляется изучение зарубежного опыта в решении вопросов, связанных с проблемами предоставления налоговых льгот [2].

Все налоговые льготы условно можно разделить на две большие группы:

Отличаются данные группы друг от друга по главному критерию — экономическому эффекту. Социальные льготы не предполагают получения какой-либо дополнительной выгоды, а предоставляются в целях поддержки социального равновесия.

Социальные налоговые льготы можно разделить на:

— льготы для физических лиц;

— льготы для юридических лиц, осуществляющих деятельность в социальной сфере.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2017 ISSN 2410-6070_

Например, в Германии отдельным категориям граждан (слепым наемным рабочим, инвалидам) предоставляются дополнительные налоговые льготы, которые имеют фиксированный размер или ограничены определенным верхним пределом. Также в данной стране предусмотрены налоговые льготы для детей, установлены возрастные льготы, а также льготы по чрезвычайным обстоятельствам, таким как болезнь, несчастный случай [1]. В Испании социальные налоговые льготы по различным личным и семейным обстоятельствам предоставляются, в основном, в виде вычетов из налогооблагаемого дохода. Такие льготы доступны только для налогоплательщиков-резидентов.

Во многих зарубежных странах, в том числе США, льготы предоставляются предприятиям, принимающим на работу инвалидов. Используются также льготы социального характера (например, на отчисления в благотворительные фонды).

Льготы стимулирующего (мотивационного) характера вводятся с целью создания благоприятных условий для развития отдельных отраслей или видов деятельности и обычно находят проявление во всех трех видах эффектов (социальный, бюджетный и экономический), однако при этом акцент переносится на бюджетный и экономический эффект, социальный эффект является сопутствующим, но не основным. К примеру, в США предусмотрено предоставления большого количества налоговых льгот по налогу на прибыль для предприятий. В первую очередь, льготы устанавливаются для компаний, инвестирующих свои финансовые ресурсы на определенной территории. Существенные скидки по налогам предусмотрены для компаний, деятельность которых представляет ценность в рамках налоговой политики штата. Помимо этого, предусматриваются налоговые льготы, стимулирующие предприятия к использованию альтернативных источников энергии [5, с. 217]. Соответственно, налог на прибыль для предприятий (корпораций) в США представляет из себя не столько фискальный рычаг налоговой политики, сколько инструмент воздействия правительства штата на экономическую ситуацию данной территории, развитие наиболее выгодных для штата направлений производства товаров и услуг.

Действующая в Швеции налоговая политика может быть признана как один из самых важных инструментов, направленных на повышение энергоэффективности страны. Несмотря на то, что установлены высокие налоговые ставки, они варьируются в зависимости от энергопотребителя.

В Германии налоговые льготы (снижение ставки) предусмотрены для имущества в сельском и лесном хозяйствах. Во Франции налоговыми льготами по традиции пользуется все, относящиеся к культуре.

Почти во всех зарубежных странах установлены налоговые льготы в области экспортной деятельности, для создания новых рабочих мест, повышения инвестиционной активности в определенных отраслях, для предприятий, которые образуются и функционируют в относительно менее развитых районах и т.д.

Многими государствами используются следующие вида налоговых льгот — полное освобождение от налогов или отсрочка их оплаты. К примеру, в Италии вновь созданные предприятия в определенных менее развитых регионах подлежат освобождению от налога на прибыль в течение определенного срока. В Бельгии на 10 лет освобождаются от уплаты налога малые венчурные компании в целях стимулирования их деятельности. Помимо этого предусмотрено шестилетнее освобождение от налога для предприятий, которые демонстрируют рост производительности труда одновременно с повышением занятости и улучшением использования производственных мощностей.

Одним из самых распространенных видов налоговых льгот за рубежом является сокращение ставок налога на прибыль для стимулирования малого предпринимательства. К примеру, в США при достаточно высокой ставке корпоративного налога предусмотрены пониженные ставки для малого и среднего бизнеса. В Англии применяется специальная пониженная ставка налога к малому предпринимательству.

Изучение налоговых льгот по налогу на прибыль зарубежных стран дает возможность сделать вывод, что между ними существуют достаточно большие различия, в основном, в размерах и условиях применения. Однако наблюдается одна общая черта — налоговые льготы направлены на обеспечение эффективного функционирования механизмов налогового стимулирования научно-технического развития.

Анализ зарубежного опыта предоставления налоговых льгот дает возможность сделать вывод, что на

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2017 ISSN 2410-6070_

сегодняшний день уже существует устоявшийся набор конкретных видов налоговых льгот, которые используются для стимулирования инвестиционного развития страны, а также для социального ее благополучия. Существуют также стандартные направления налогового стимулирования и соответствующий им инструментарий. Однако, в зависимости от конкретных задач формы налоговых льгот в разных странах отличаются, делая их применение более эффективным [6, с. 74].

При этом в развитых странах приоритетным принципом введения налоговых льгот выступает их целевой характер. То есть налоговая политика в части предоставления налоговых льгот изначально формируется исходя их конкретных государственных целей, которые необходимо достичь, к примеру, посредством стимулирования определенных производителей.

Необходимо особенно остановиться на том, что на сегодняшний день одним из самых важных направлений налоговой политики во многих странах становится налоговое регулирование состояния окружающей среды, основанное на достижении цели улучшения экологической обстановки. В развитых станах уделяется пристальное внимание экологическим и социальным аспектам налоговой политики, в силу того, что только достижение определенного уровня экономического развития и стабильности дает возможность государству усиливать централизацию финансовых средств для решения социальных и других проблем общегосударственного значения.

Практика установления налоговых льгот по экологическим налогам может быть проиллюстрирована на примере таких развитых стран, как Швеция, Германия, Великобритания, США.

В указанных странах устанавливаются льготы, которые позволяют в наиболее полной степени учесть объем ущерба от загрязнений окружающей среды. Так, в Германии для предприятий, которые используют установки совместной выработки тепла и энергии (когенерации), предусмотрены льготы. Поощрение указанных предприятий осуществляется путем установления пониженных ставок, а также полного освобождения от уплаты энергетического налога при наличии определенных условий. В Швеции взимается экологический сбор только с крупных производителей электрической и тепловой энергии. В Великобритании применяется льготный тариф для удовлетворяющих определенным условиям предприятий, а также повышенные ставки для определенных выбросов. Пониженные ставки на электричество, которое получено из возобновляемых источников, применяются в Германии.

В зарубежных странах также установлены льготы, которые призваны стимулировать снижение негативного воздействия на окружающую среду. Например, ставки по налогу на углеводороды, который применяется в странах ЕС, дифференцированы.

Автотранспортный налог зачастую зависит от экологического класса транспорта, срока его использования или вида и класса используемого топлива. К примеру, в США от уплаты налога освобождаются владельца автомобилей с электрическим двигателем. В Германии используются меры стимулирования приобретения легкового автомобиля с низким весом и электрическим двигателем.

В Швеции для сокращения применения вредных удобрений предоставляются льготы тем, кто использует более экологичные химикаты. Авиакомпании, имеющие более экологичный авиапарк, также пользуются льготной ставкой налога на воздушный трафик. А для уменьшения утечки вредных веществ из аккумуляторов установлена плата за применение батарей с определенным их содержанием.

За счет применения налоговых льгот в развитых станах политика направлена не только на снижение объема негативного воздействия на окружающую среду, но и на уменьшение зависимости от природного сырья.

В развитых странах также устанавливаются преференции, которые призваны учитывать интересы разных групп налогоплательщиков. Обычно они имеют своей целью поддержание конкурентоспособности низкорентабельных экономических секторов (к примеру, сельского хозяйства) [3, с. 25].

В качестве меры налоговой политики в РФ в данной области, которая будет выступать в качестве фактора компенсации вреда здоровью, может использоваться установление регионального экологического вычета по налогу на доходы физических и юридических лиц, размер которого должен зависеть от степени

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2017 ISSN 2410-6070_

загрязненности территории. Такое использование налоговых доходов для компенсации домашним хозяйствам и предприятиям предлагается и в зарубежной литературе, отмечается, что компенсация может принимать форму сокращения подоходного налога или налоговых кредитов, ориентированных на конкретные группы.

Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что каждая страна с учетом ее культурных особенностей, природных ресурсов, научной и технической оснащенности должна выбрать свой путь к современной устойчивой налоговой системе.

Сегодня российские власти ведут поиски дополнительных источников пополнения бюджета. Чтобы избежать увеличения налоговой нагрузки поле зрения чиновников начинают попадать альтернативные аспекты фискальной политики, например, улучшение налогового администрирования. Под совершенствованием налогового администрирования подразумевается не столько улучшение работы налоговых служб, сколько сокращение налоговых льгот.

На основе оценки законодательства о налогах и сборах Российской Федерации на текущий момент, можно сделать вывод, что система налоговых льгот соответствует предъявляемым требованиям лишь отчасти: цель установления налоговых привилегий нередко не подкреплена условиями и ограничениями, закрепленными положениями законодательства о налогах и сборах; оценка эффективности налоговых льгот присутствует эпизодически.

Это, в свою очередь, дает право сделать вывод об обязательности целевой составляющей отдельной взятой налоговой льготы. Государство должно иметь гарантии, что полученные налогоплательщиками льготы будут ими использованы на определенные цели, а это возможно только в том случае, если законодательно установлена система гарантий использования налогоплательщиком дополнительно полученных финансовых ресурсов на те цели, на достижение которых направлена данная налоговая преференция.

На основании всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что на основе инвентаризации налоговых льгот и преференций, предусмотренных российским налоговым законодательством, необходимо провести их систематизацию для целей повышения эффективности.

Список использованной литературы:

1. Гварлиани Т.Е., Боташева З.С., Воробей Е.Н.//Налоговые льготы: методология, практика применения, эффективность: коллективная монография. Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2014.

2. Жердева А.И., Немирова А.С. Налоговые льготы: практика применения в России и за рубежом // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/12/10410 (дата обращения: 20.09.2017).

3. Киреенко, А.П. Использование налоговых льгот в регулировании состояния окружающей среды: зарубежный опыт и перспективы России / А. П. Киреенко, О. В. Батурина, С. А. Головань // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2014. № 1. С. 25-34 .

4. Копина А. А. Международное налоговое право: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры //М.: Юрайт, 2016. С. 243

5. Митрофанова И. А., Плешаков Г. Г. Актуальность применения зарубежного опыта налогообложения предприятий в российских условиях // Молодой ученый. 2013. №9. С. 217-220.

6. Налоговые методы повышенния эффективности инвестиционных проектов : монография / колл. авторов. М. : РУСАЙНС, 2015. 172 с.

7. Оценка эффективности налоговых льгот: монография / кол. авторов ; под науч. ред. Л.И. Гончаренко, М.Р. Пинской. — Москва : РУСАЙНС, 2017. 170 с.

Государства, которые предоставляют налоговые льготы российским компаниям

США, штат Делавэр

Что нужно знать

Ещё совсем недавно компании, зарегистрированные на всей территории США, использовались российскими бизнесменами как оффшоры. Но в 2011 году в Штатах была введена новая форма отчётности, которая требует от предпринимателей декларировать информацию о наличии счетов за пределами США. Единственное место, размещение в котором всё еще даёт большие преимущества для российских бизнесменов, — штат Делавэр. Чтобы получить привилегии, необходимо зарегистрировать компанию с ограниченной ответственностью (LLC).

Дэлавэр подходит компаниям, работающим в сфере интернет-торговли, желающим защитить свои активы и интеллектуальную собственность, планирующим выход на финансовые биржи (IPO).

  • После регистрации LLC имеет налоговый статус «pass through entity». Это означает, что федеральная налоговая служба США не рассматривает LLC как самостоятельный субъект налогообложения.
  • В Дэлавэре LLC, участники которых не являются резидентами штата, не подлежат налогообложению на общих условиях, если не ведут деятельность на территории самого штата. Единственное, что необходимо уплачивать LLC, это franchise tax, он составляет 250 $ в год.
  • Отсутствует необходимость быть резидентом Делавэра для регистрации бизнеса.
  • Использование услуг местных агентов существенно облегчает процедуру открытия нерезидентом американского банковского счета — что, в свою очередь, даёт возможность подключения практически ко всем видам платёжных систем: PayPal, Amazon, Apple, Authorize.net.
  • Для LLC предусмотрена упрощённая финансовая отчётность.
  • Правительство заинтересовано в иностранных инвесторах и настроено по отношению к владельцам LLC крайне доброжелательно. Суды с участием юридических лиц проходят без участия присяжных, решения принимает судья, который знаком с международным правом.
  • Выбирая штат Делавэр, учредитель компании показывает свой опыт и знание особенностей финансовых рынков. Порой компании, инкорпорированные в других штатах, переводятся в Делавэр для выхода на IPO. К тому же многие венчурные капиталисты предпочитают инвестировать в компании, зарегистрированные здесь.

Недостатки

  • Высокая степень контроля со стороны американских властей.
  • LLC является относительно молодой организационно-правовой формой: в США начали её повсеместное внедрение лишь в 1997 году. Это накладывает свой отпечаток. Страховые компании видят риск в том, что доли LLC менее «надежны», нежели акции корпораций, так как схемы работы с ними ещё не разработаны и не «обкатаны».
  • США имеют широкую и развитую сеть обмена налоговой информацией с другими юрисдикциями.
  • При ведении компанией активной деятельности (высокое количество транзакций) цены на услуги ведения бухгалтерской и налоговой отчётности относительно высоки.
  • При открытии американских счетов, как правило, требуется личное присутствие бенефициара компании.

Ирландия

Что нужно знать

Правительство Ирландии сейчас придаёт большое значение иностранным инвесторам, делая особый упор на развитие производства высокотехнологичных товаров и предоставление международных услуг. Ирландия с помощью налоговых и других финансовых инструментов стимулирует научно-исследовательские и конструкторские разработки, инновационные технологии. Эта страна — главный перекрёсток торговых путей между Америкой и Европой. Зачастую ирландские компании в силу низкой ставки корпоративного налога (12,5% )и респектабельного международного имиджа применяются как альтернатива кипрским компаниям.

Подходит компаниям, торговый бизнес которых ориентирован на европейские и американские рынки, бизнес в сфере инноваций и информационных технологий, трастовое управление имуществом.

  • Налог на доход, возникший в результате торговой деятельности, облагается по ставке 12,5%.
  • Государственная поддержка и налоговые преференции. Ирландской компании, учреждённой нерезидентом, могут быть предоставлены гранты в размере до 25% от суммы её расходов. Конкретный размер гранта зависит от количества предоставляемых рабочих мест и ценности производимого продукта.
  • Важная группа налоговых льгот касается статуса иностранных служащих ирландских компаний. Иностранный служащий не считается резидентом Ирландии и не платит подоходный налог, если он провёл в стране не более 183 дней в году. Это облегчает управление иностранными дочерними компаниями, зарегистрированными в Ирландии.
  • Ввиду большого количества налоговых соглашений, подписанных Ирландией, налог у источника на дивиденды, проценты, роялти, получаемые ирландскими компаниями, может быть снижен или даже отсутствовать вовсе. Согласно налоговому соглашению, подписанному между РФ и Ирландией, ставка налога на роялти и проценты равна 0%.
  • В Ирландии отсутствует законодательство, направленное на борьбу против уклонения от уплаты налогов. Нет правил о «контролируемых иностранных компаниях» (Controlled Foreign Corporations or Companies), которые существуют во многих странах.
  • Из налогообложения физических лиц полностью исключаются доходы от патентов на изобретения и произведений искусства (при условии, что они созданы в Ирландии).
  • Высококвалифицированная англоговорящая рабочая сила.
  • Высокоразвитое трастовое право.
  • Возможность получения льгот в свободной экономической зоне (СЭЗ) в Шенноне для компаний, инкорпорированных нерезидентами.
  • Для применения ставки корпоративного налога 12,5% необходимым условием является ведение части коммерческой деятельности внутри страны, а также наличие резидентного директора.
  • Чтобы функционировать в СЭЗ Шеннон, необходимо создание новых рабочих мест для жителей Ирландии. Иностранные компании, которые не используют нанятый ирландский персонал, выходят из положения двумя способами: прибегая к услугам уже существующих агентских компаний, действующих в качестве официальных представителей, или заключая с ними соглашение об административном управлении. Оба случая министерство финансов Ирландии рассматривает как деятельность компании в качестве «ирландского филиала» иностранной компании, предоставляя ей возможность функционировать в СЭЗ.
  • В случае назначения директорами нерезидентов Ирландии компания обязана приобрести специальную ценную бумагу (insurance bond) с номиналом 25 тысяч евро, выпущенную уполномоченным ирландским банком, сроком минимум на два года. При этом любой ирландский резидент может быть директором одновременно не более чем в 25 ирландских компаниях. Это ограничение привело к дефициту профессиональных резидентных номинальных директоров и росту расценок на их услуги. Причём директоры-резиденты теперь стараются занимать посты в тех компаниях, которые имеют стабильную и долгосрочную экономическую основу.
  • Секретарь компании должен вести установленный законом внутренний реестр компании, который содержит следующую информацию:
    • реестр всех акционеров компании;
    • реестр директоров и секретарей;
    • реестр доходов;
    • реестр расходов;
    • реестр процентных доходов по акциям (если компания открытого типа).

Великобритания

Что нужно знать

С точки зрения международной налоговой оптимизации Великобритания интересна возможностью регистрации партнёрства с ограниченной ответственностью — Limited Liability Partnership (LLP). Эта организационная форма не является самостоятельным субъектом налогообложения, налогообложению подлежат сами партнёры пропорционально их долям владения. Таким образом, в случае, если партнёрами LLP являются нерезиденты Соединённого Королевства, и доходы получены от источников, находящихся за его пределами, у LLP не будет возникать обязанности по уплате в Великобритании каких-либо налогов.

Подходит тем, что хочет создать оффшорную компанию в респектабельной юрисдикции. Партнёрство с ограниченной ответственностью, зарегистрированное в Великобритании, является легальным способом регистрации оффшора, что делает возможным с успехом применять такой элемент в различных схемах международной налоговой оптимизации с минимальными рисками и нулевой налоговой нагрузкой.

  • Респектабельная юрисдикция.
  • Отсутствие налоговых обязанностей на территории Великобритании (при выполнении условий неведения деятельности и нерезидентности партнёров).
  • Ограниченная ответственность партнёров.
  • Гибкость. Отношения между партнёрами регулируются ими самими.
  • Необходимость сдавать ежегодную отчётность и проводить аудит.
  • Невозможность применения положений договоров об избежании двойного налогообложения из-за отсутствия статуса налогового резидентства.
  • Отношения между членами LLP в недостаточной степени регулируются законодательством. Но возможно подписание членами LLP соглашения, которое с необходимой полнотой определяет отношения между партнёрами.
  • Открытый реестр акционеров и директоров.

Нидерланды

Что нужно знать

Нидерланды традиционно используются в целях минимизации налогообложения. Самый привлекательный вариант — зарегистрировать компанию с ограниченной ответственностью (Besloten Vennootschap или BV) и использовать её в качестве элемента схемы выплаты роялти.

При выплате роялти на оффшорную компанию в стране, откуда выплачивается доход, взимается налог у источника. Если использовать в схеме в качестве транзитного элемента компанию из налогооблагаемой страны, с которой заключено налоговое соглашение, и при этом если её законодательство не устанавливает налог источнику выплаты роялти (как Нидерланды), то можно существенно минимизировать налоговые расходы. Оффшорная компания, владелец интеллектуальной собственности, передаёт лицензию на её использование голландской BV, а та уже выдаёт сублицензию конечному пользователю, например, российскому ООО. Источник в РФ не должен оплачивать налог в силу налогового договора. В Нидерландах облагается налогом только разница между полученными и выплаченными роялти (не менее 7%, что, как правило, позволяет сократить эффективную ставку примерно до 2,5%). Налога у источника в Нидерландах на исходящие роялти тоже не возникает, как и налога на исходящие дивиденды в оффшоре.

Подходит желающим создать холдинг, так называемый «голландский сэндвич», желающим реализовать схемы выплаты роялти и тем, кому необходимо реализовать схемы выплаты процентов.

  • Возможно получение предварительного заключения по конкретной схеме деятельности от налоговых органов. Это заключение имеет обязательную силу при налогообложении и, как правило, действует в течение нескольких лет. Это придаёт устойчивость налоговым конструкциям с использованием голландских компаний.
  • Комбинация международных соглашений позволяет значительно снизить налоги на дивиденды, перечисляемые дочерними компаниями холдингу, а также от холдинговой компании её акционерам.
  • Отсутствует налог на проценты и роялти у источника.
  • Договора об избежании двойного налогообложения заключены с более чем 60 странами.
  • Руководитель компании и члены его семьи могут ходатайствовать о получении вида на жительство уже через год после начала предпринимательской деятельности, а через три года — подать документы на гражданство.
  • Законодательство Нидерландов меняется в сторону усложнения использования компаний как транзита для выплат роялти. Чтобы получить предварительное налоговое заключение, компаниям финансового сектора (сюда включаются компании, занимающиеся финансовыми или лицензионными операциями в рамках одной группы), необходимо продемонстрировать налоговым властям Нидерландов, что у компаний есть фактическая связь со страной, то есть доказать, что её функции не являются исключительно транзитными. Эти препятствия не являются непреодолимыми, но для построения схемы выплат роялти, полностью соответствующей требованиям законодательства, потребуются дополнительные расходы (гонорар директоров, дополнительный капитал, юридическая проработка текстов лицензионных договоров и т.п.).
  • Несмотря на отсутствие ограничений по резиденству директоров, адвокаты голландских компаний зачастую требуют назначить как минимум одного местного директора для управления компанией.
  • Данные о директоре и акционере являются открытыми и могут быть запрошены в государственном реестре.
  • Обязательность бухгалтерского учёта и ежегодной финансовой отчётности.
  • Выдача доверенностей номинальными директорами осуществляется только под конкретные сделки. Генеральные доверенности не запрещены, однако получить подобный документ практически невозможно.

Гусейнова Жаля
Руководитель направления налоговой оптимизации Legal Bridge

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит